Народ безмолвствует?

Злости у меня на вас, журналистов, не хватает. Почему? Да вот слышу, то есть вижу, чаще всего в Интернете… (газеты я боюсь в руках держать — свинец, знаете ли, и для сетчатки, говорят, вреден)… Так вот, слышу ваши журналистские стенания: «Нет у нас общины, нет у нас общины». А другие так же активно возражают: «Есть у нас община, есть у нас община…» Каждый оппонент выкладывает свой аргумент. А что такое община, что с неё взять-то можно — не объясняют… И как, а главное, где её можно пощупать, — не говорят. Я даже на себе эксперимент решил поставить. Пытался я к этой коммьюнити через русское радио прилепиться. Так потом уже не знал даже куда от подарков деться. В семь утра встаёшь, а то и раньше, чтобы не прозевать заветные четыре слова. Быстро-быстро рифмуешь. Часик-другой ловишь эфир, норовишь втиснуться со своей нетленкой. Бац! Попал. Молодец! Теперь жди-облизывайся конца марафона, слушай других. Три часа утренней жизни как метлой смело. Ура! Выиграл. Крем для лица. Женский, правда… Бывало, и в ресторан попадал. Вдвоём. За счёт заведения! И на рок-концерт пропускали — фри. Как народного артиста. А ещё днём между завтраком и ужином кое-что выигрывал… И вечерами кое-что перепадало… А потом у нас ведь аж два «разыгрывающих» радио… В общем, график стал таким плотным, что от постоянной беготни за подарками и переедания у меня артрит обострился. А когда я слёг, пришлось менять ориентацию — только на слух. Стал я кооперироваться с другими членами своего радио-коммьюнити. Я сочиняю — они звонят на радио, мои подарки получают и честно-паритетно делятся. Нет, не оторвался я всё-таки от общины. Но и тут меня чёрт, видно, попутал. Такие звоны в ушах пошли от бесконечных звонков. Какие там рифмы, какие ритмы. Могу и вам дать мой «вечерний звон» послушать. Любым утром, не к ночи будет сказано. Сейчас звон поутих, правда. Короче, отлип я от этой радиочасти общины, сменил телефонный номер и ушёл с головой… в Интернет. Там и газеты все, и новости, и даже телевидение — прямо из России, без всяких там идеологических фильтров.

Ах, как это я без русского телевидения? Вот и Verizon удивляется! А так. Днём с четырёх сторон меня соседи озвучивают. У каждого свой канал. А видеть мне всё и не обязательно — только глаза портить. Всё это я видел ещё в России. В детстве и юности. Стоит только напрячь ассоциативную память. И такая «ностальджи» охватывает! А если память подводит, так я вечером спускаюсь в подъезд. Туда перемещаются все телезрители. И каждый «канализирует» свой канал. Короче, пересказывает всё, что увидел за день во всех художественных подробностях и в лицах, правда, не без печати «индивидуальности». Некоторые подходят позже — у них финал передачи задержался. А кто-то бежит к началу ночной смены, т. е. сеанса — расскажет завтра. И всё, что я утром увидел и прочитал в Интернете, как правило, подтверждается вечером. А иногда я работаю на опережение. Но это отдельный кайф! В общем, наша община работает чётко, как конвейер. А если прогулял кто — ставят на вид: ты что, мол, заставляешь всех волноваться — прерываешь информационный поток…

И что вы, журналисты, доказываете друг другу?

Вот она, община, как подпольный обком действует. Вот только не пойму я, где мы все поселились? В Америке? Или всё ещё в России живём? Злости у меня на вас, журналистов, не хватает.

Этот шуточный рассказ нам прислал сценарист и режиссёр ЛЕВ ЛЕЙБО.

Те, кто уехали из Москвы не так давно, возможно, не пропустили его нашумевшие в 90-х постановки: традиционные «Булгакиады на Патриарших Прудах» и «Рыцарь-Шоу» на Мосфильмовской.

А ещё раньше по своим социально-культурным проектам он ставил многодневные публицистические программы в Манеже («Мастера культуры — за мир!» и «Пушкин — в сердцах поколений»), на ВДНХ — многомесячный фестиваль «Дни союзных республик» и двухнедельный фестиваль «Дни журналов», культурную программу Клуба советской делегации на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.

Лев — автор более сотни сценариев документальных кинофильмов и телепередач… В последние годы он вынашивает идею создания Центра социально-культурных программ в русской общине Нью-Йорка и окрестностей. И вот сегодня он самолично принёс в редакцию свой новый проект — телевизионный. «ДАЙТЕ СКАЗАТЬ!» называется.

— Лев, а почему к нам?

— Во-первых, потому, что вы, Леонид, утверждаете, что русской общины в Нью-Йорке не существует. Но не объясняете, что вы под русской общиной понимаете. Во-вторых, я не вижу от вас конструктивных предложений, как и под какими знамёнами нашу общину объединить. В-третьих, до сих пор непонятно, кому эта община выгодна или просто нужна? Я, например, получаю, как и многие, положенные мне бенефиты. И «русские офисы» мне в этом помогали по мере сил. Но разве это признак только русской общины? А если мне не помогли или помогли плохо — кому пожаловаться? Говорят, у китайцев намного лучше организовано. Но, в общем, мы все так или иначе живём по единым американским законам, и знай я в достаточной степени английский, зачем мне нужна русская община, русские офисы, русские магазины и пр. А каково тем, кто изначально попал не в русские районы? Ничего, живут и даже быстрее адаптируются в новой жизни. Я встречал немало людей, которые не подозревают даже, что есть русские газеты, русское радио, русское телевидение. А может, и не хотят подозревать. Потому что они уже давно приехали в Америку, а мы всё ещё едем.

— Но, может быть, кому-то русская община нужна, а её, утверждаю, нет?

— Тогда хотелось бы понять, кому и зачем она нужна. Не секрет ведь, что русскоговорящие в местах своего плотного проживания — это огромный пласт потребителей разных товаров и услуг. А в периоды бурных политических явлений, это ещё и электорат, на который не прочь опереться любой восходящий политик. Вот их-то, а также масс-медиа — рупоры не только политические, но и коммерческие (кто оплачивает рекламу?) мы слышим-видим постоянно. А народ, члены общины — где они могут услышать друг друга? Ещё лучше — увидеть? Или сообщить нечто важное? На бордвоке? В подъезде? В магазине? Ну да, там пообщаешься, порешаешь проблемы…

Пусть меня извинят читатели, радиослушатели и телезрители, но то, что мы видим в целом в русскоязычных СМИ, которые сами питаются из зарубежных источников, работает на зомбирование. А специально для «Злых страниц» скажу — на оглупление. Я сам это испытал на себе (рассказ, хоть и шуточный, но в нём чистая правда). Мне немного странно, что владелец одного из каналов, режиссёр по профессии и основатель лучшей российской телекомпании НТВ не замечает, что в США, у телевизионщиков которой Россией заимствована может быть половина всех «народных» передач, нет такой «НАРОДНОЙ ПЕРЕДАЧИ» у русской общины.

— Значит, вы считаете, что народ, как у Пушкина, безмолвствует?

— Мой учитель по режиссуре, бывший пулемётчик Виктор Семёнович Турбин говорил: « Все зависит от плотности огня!». В бизнесе это перефразировали так: всё зависит от разброса сетей! Плотность огня настолько мала, разброс сетей настолько редок, что чей же это голос может быть услышан?.. Да, безмолвствует народ. Как говорил другой классик — советский: «Кто его услышит — разве жена… И то, если не на базаре, а близко».

— А может, ему (народу) нечего сказать, а?

— Хорошо. Сколько русскоязычных живут в Нью-Йорке, примыкающих штатах? Ну округлим до миллиона. Берём один процент образованных, активных, мыслящих людей — это 10 тысяч. Пусть из них что-то «имеет сказать» каждый десятый (я специально занижаю цифры). Это 1000 человек. Разделите на двадцать тематических передач. Вот вам 50 участников на каждую. И из них мы не выберем десяток интересных персонажей?

— И что, неважно, о чём они будут говорить?

— А давайте проведем эксперимент. Бросим клич через вашу газету, через родственные СМИ — ведь они все потом тоже могут стать участниками цикла таких передач, этакий телевизионный Институт общественного мнения: «Господа и дамы, читатели, радиослушатели, телезрители! На какую тему вы считаете важным поговорить с русской общиной? Готовы ли вы лично принять участие в телепередаче по предложенной вами теме? Кто из ваших друзей, знакомых, знакомых знакомых может вас поддержать в этом?

— Предположим, нас завалят письмами, звонками в редакцию. И что? — остановить выпуск газеты?

— Зачем? Давайте обратимся сначала к журналистскому сообществу. Создадим штаб. Или пригласим волонтёров. Вы, используя авторитет газеты и свой лично, найдёте штабное помещение, телефон для «горячей линии», составим план-график (почту, телеграф брать не будем) и начнем эксперимент.

— А цель… цель какова? Что дальше?

— Вы утверждаете, что русской общины не существует. А я утверждаю, что она и не может существовать, пока не появится общиннообразующего инструмента. Таким объединяющим инструментом может стать телевидение, где можно видеть и слышать друг друга. Может быть, и у газет, и у радио откроется второе дыхание. Об Интернете я уж и не говорю. Так вот, пока цель очень простая. Если народ отзовётся, темы определятся — сделаем пилотную передачу и покажем нашим медиамагнатам. Ну не словесный же проект им показывать на бумаге! Им не хватает политической воли? А откуда она возьмётся? Они должны увидеть хотя бы в общих чертах, как мы представляем себе всё это, как это выглядит реально. А потом, может, и спонсоры, и рекламодатели подтянутся.

— Хорошо, допустим, я найду подходящее помещение, выберем тему, пригласим волонтёров, участников, народ, который не будет безмолвствовать. Но есть еще технические проблемы, финансовые… Вы же сами в своём проекте всё подробно расписали…

— Далеко не всё ещё. Но на этом этапе я никаких проблем не вижу. Я снимаю цифровой камерой. Сам монтирую видео, звук. Это раньше, лет двадцать пять назад, когда моя киностудия снимала или заказывала фильмы, на каждую кинокартину работал десяток цехов. А здесь в Америке я «взял» курс видео продакшн студио и сам теперь человек-киностудия. Помните «Человек-оркестр» с сумасшедшим Луи Де Фюнесом?..

— Да, конечно, помню. Вы чем-то похожи…

— Спасибо. Я каждый день бреюсь перед зеркалом — ничего общего. Но, может быть, вы и правы. Только «городской сумасшедший» может решиться на такую авантюру. Но ведь мы же в Америке! Присоединяйтесь, господа!

P.S. Публикуя материал о встрече со Львом Лейбо и его предложением «народной» программы на ТВ, мы, скорее всего, опять наступаем на те же грабли общественного равнодушия, на которые уже неоднократно наступали.

Идея «народной» программы, где темы выбирает и обсуждает зритель, не нова, но всегда актуальна. При одном маленьком, но необходимом условии: заинтересованность зрителя хоть в чем-нибудь, кроме 8-й Программы и бразильско-мексиканских сериалов. Нет и не может быть важных социально-общественных идей и тем при отсутствии самого общества и некоего социума, в данном случае — «русскоязычной общины».

Но предположим, что Лев прав и наша «община» откликнется на его призыв, а редакцию завалят письмами, предложениями и идеями.

Допустим, что мы действительно создадим некий пилотный проект программы «Дайте сказать» или «Прошу слова» и т. п.

Допускаю даже наличие в этой программе интересных, общественно значимых идей, мыслей и предложений.

Что дальше? Могу с очень большой долей вероятности предположить, как отнесутся к этой программе на наших русскоязычных телеканалах.

Попытаюсь изложить это предположение тезисно:

— С чего это вы взяли, что «русский» телеканал вообще интересует, а тем более волнует потенциальная консолидация общины?

— Какой бюджет у программы, кто будет платить и есть ли спонсор?

— Увеличит ли это количество рекламодателей и стоимость самой рекламы во время программы?

— ТВ — коммерческая организация, и основная наша задача — получение прибыли. Все ваши рассуждения об объединении, консолидации, укреплении, общественной значимости и т. п. — полная химера, если за всем этим не стоит мощная экономическая поддержка.

— Нам выгоднее купить за копейки старые сериалы, которые наши зрители-пенсионеры готовы смотреть с утра до ночи, чем тратить деньги на программу, которая, в лучшем случае, будет интересна (согласно вашим же расчетам) двум-трем сотням думающих людей…

Готов поспорить, что именно такие доводы мы и услышим.

И что останется в итоге? Потраченные силы и время, разочарование организаторов и участников данного проекта. Очередное, подтвержденное практикой убеждение, что все русскоязычные СМИ, включая радио и ТВ, давным-давно потеряли свое значение и влияние на читателя, слушателя и зрителя. Что все эти организации «воздействия на общественное сознание» ничем не отличаются от продуктовых магазинов. А точнее, от магазинов «99 cents». Разница только в том, что газета стоит в 4 раза дешевле (25 cents). Мы все зависим не от качества, глубины и остроты поднимаемых нами тем, не от аналитических, литературных и публицистических способностей журналистов, а от количества и цены рекламы. Поэтому глубоко убежден, что потенциальный рекламодатель предпочтет, чтобы его реклама шла в паузах очередного душещипательного сериала, а не проблемной программы. Потому что думающий человек, участвующий в подобной программе, никогда не клюнет на рекламного жирафа, рекомендующего звонить в Израиль по телефонной карточке. И не помчится во «всемирно известный магазин» покупать «две дубленки по цене одной».

Я полностью отдаю себе отчет в том, что подобное утверждение из уст журналиста звучит, мягко говоря, странно. Но очень сомневаюсь, что мои коллеги или читатели сумеют аргументированно возразить мне.

Тем не менее, чем черт не шутит, давайте попробуем — вдруг получится…

Несмотря на все сомнения, я присоединяюсь к призыву уважаемого Льва Лейбо и прошу наших читателей откликнуться на этот призыв.

Присылайте свои предложения, делитесь мыслями и идеями. И, кто знает, может, действительно эта встреча произойдет в нужное время, в нужном месте и с нужными людьми.

Л. А.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

8 thoughts on “Народ безмолвствует?

  1. Если сделать ЭТО умело,со вкусом,с достаточной долей зарадности в подобных вещах,появится немало интересных тем и проблем,которые волнуют многих, и это не будет только обсуждение 8-ой программы.

  2. Злые страницы и их куратор еще ни разу не ошиблись в своих прогнозах. Думаю, что и в этот раз произойдет то же самое. Идея очень хороша, такая программа, если ее осуществить, будет не только полезна, но и очень интересна. Топаллер, со своими однообразными Перекрестками уже всем плднадоел. Может, Амстиславский на этот раз ошибется и действительно на телевидении подумают о зрителях?

  3. Без поддержки богатых евреев и просто порядочных и умных людей, ничего не получится! Леонид прав — для всех главный вопрос: а что я буду с этого иметь? Ни RTVI, ни RTN, не говоря уже о прорусских 1 канале и НТВ не нужны конкуренты укоренившимся там ведущим и обозревателям. А наша община — кому она нужна?

  4. Как и любая интересная идея, эта тоже обречена на смерть. Наша община, русское ТВ и радио — кладбище идей!

  5. Если я правильно понимаю, то речь идет о новой \»народной\» программе на одном из русских каналов. Это еще одна попытка кинуть камень в болото нашей общины. Люди надеятся, что пойдут круги по воде. Я сильно сомневаюсь, потому что в болоте чистой воды нет. И любой камень засосет без следа и без кругов. Что особенно интересно, что не высказался ни один из \»лидеров\». Ни Брук-Красный, ни его многочисленное окружение. Им все до лампочки. И журналисты тоже молчат. Предлагаю тему: Злые страницы раскритиковали проведение митинга по Анне Политковской. Гандлер и Брагинская набросились на Леонида Амстисл

  6. Они набросились на Амстиславского.А, что думают журналисты, лидеры, телевизионщики? Вообще у них есть какое-то мнение, или нет? Неужели, кроме Ев.Мира ни у кого не хватает духа обсудить острую тему? Для чего нужны остальные газеты, если они так боятся дискуссий и всего нового и острого? Как вам эта тема?

  7. Mr. Leibo hochet dengi. Vse russkie pridumivaiut vse radi deneg. Obschinu pridumivayut chtobi zarabativat.

  8. На сайтах не принято ругаться. Это хорошо, т.к.
    останавливает меня от желания квалифицировать умственные способности предыдущего автора.
    Какие деньги, кто их даст?
    Да ты и тебе подобные, одного цента не дадут за программу, в которой будут обсуждаться твои же проблемы. Наше русское ТВ НИЧЕГО НЕ ИНТЕРЕСУЕТ, КРОМЕ ДЕНЕГ ЗА РЕКЛАМУ!
    Поэтому, несмотря на всю привлекательность и полезность такой программы, она умрет. Как правильно сказал кто-то из предыдущих авторов — русская община — КЛАДБИЩЕ ИДЕЙ!

Comments are closed.