Статуя Марку Аврелию. Фото: architectureguru.ru
В середине 70-х я зарабатывал лекциями о советских субкультурах (хиппи, наркоманах, геях, которых тогда звали гомосексуалистами, бандитах и других интересных людях, с которыми я сошелся в Союзе, работая над словарем русских жаргонов).
Я выступал в вузах по всей стране, в частности, в Браyновском университете (это русский перевод названия Brown U), который находится в Род-Айленде и основан в 1764 году. Eсли память не изменяет, мне заплатили 300 долларов, что было по тем временам королевской суммой, учитывая, что моя квартира в Нью-Хейвене стоила 150 в месяц. Кроме гонорара, Браун не оставил у меня никаких воспоминаний. Сейчас я прочел, что из него выпустились 8 миллиардеров, 24 лауреата Пулитцеровской премии, которая присуждается самым изобретательным левым щелкоперам, — например, за журналистские расследования в области «Рашагейта», неисчерпаемой, как атом, — один нобелевский, 54 конгрессмена и т.д. В общем, это один из самых крутых наших ликбезов, в который проходят лишь 7% абитуриентов.
В конце ноября я прочел в «Уолл-стрит джорнэл», что сейчас Браун внес знатную лепту в анналы борьбы с колониализмом, являющимся одной их гнойных язв нашей эпохи, хотя и не такой гнойной, как расизм. Во вторник мэр Луисвилла Грег Фишер официально провозгласил, что свирепствующий во вверенном ему городе расизм являет собою «кризис в области здравоохранения» (public health crisis). Кому интересно, Фишер — демократ.
Аппетит приходит во время еды. Американские хунвейбины начали с низвержения памятников южанам, быстро перекинулись на памятники Линкольну и Вашингтону, а сейчас группа прогрессивных браунчан потребовала, чтобы их вуз убрал с глаз долой памятники Октавиану Августу и Марку Аврелию, которого любил цитировать следователю ФБР Клариссе Старлинг знаменитый киноканнибал Ганнибал Лектер. Требование было озвучено четырьмя членами группировки «Деколонизация в Брауне», в колонке, опубликованной в студенческой газете «Браун дейли геральд».
По словам этих энтузиастов, памятники древнеримским императорам являют собою «восхваление колониализма, который продолжает существовать в США, и идеализируют белую западную цивилизацию; оба они продолжают приносить вред Брауну в наши дни».
«Это чепуха! — возражает Алессандра Боччи, автор статьи «Уолл-стрит джорнэл», в которой я вычитал об инициативе браунчан, потому что у меня давно кончилась подписка на их газету. — Белый шовинизм (так я перевожу White supremacy, хотя меня тянет написать «супрематизм» — В.К.) не существовал до XVII века, когда современная наука способствовала появлению теорий о расах людей. Наследие обоих императоров входит в число величайших ценностей цивилизации».
«У Римской империи, — продолжает Боччи, — было мало общего с современными колониальными. Октавиан Август был первым римским императором, создавшим «Пакс романа», двухсотлетний период мира и стабильности среди жителей империи. Мир достигался завоеваниями, но подданые Рима были гражданами со всеми правами и обязанностями, которые это подразумевало, в отличие от состояния дел при современном колониализме».
Октавиан не претендовал на статус самодержца и оставлял верховную власть в руках Сената, хотя другие источники пишут, что он все больше ущемлял его полномочия. «Когда Сенат и народ предлагали мне диктатуру — и в моем присутствии, и в мое отсутствие, — писал он, — я ее не принял». Боччи видит отголоски этой позиции и в послевоенном «Пакс Американа», отличавшемся антиколониалистской направленностью, и в сдержках и противовесах Конституции США.
Марк Аврелий был известен своими философическими трудами, недаром его цитировал начитанный Лектер. Самый значительный из его текстов — это «Рассуждения о самом себе», служившие основанием философии стоицизма и источником этики добродетели, проповедовавшей здравый смысл, отвагу, справедливость и воздержание.
Аврелий не обладал воинственным характером, но был искусным полководцем, одержавшим немало побед над германскими племенами. Римляне описывали этих белых уроженцев Северной Европы как физически сильных воинов, но отсталых в культурном отношении, грубых и задиристых людей. Как отмечает Боччи, примерно так смотрели несколько тысячелетий спустя белые колонизаторы на своих подданных.
Понятно, почему брауновские борцы с колониализмом не знают историю древнего мира. По той же причине, по которой современные школяры плохо знают свою собственную. В последние десятилетия американская профессура, особенно гуманитарная, безнадежно полевела и занимается оболваниванием доверчивой и восприимчивой молодежи на свой лад в ущерб преподаванию традиционного обществоведения. Результат этого процесса зримо продемонстрировал экзамен, который устроил разным поколениям американцев в 2018 году Фонд Вудро Вильсона.
Экзамен примерно напоминал вопросы, которые задаются иммиграционными чиновниками кандидатам на американское гражданство. Из респондентов моложе 45 лет сдали экзамен несчастные 19%. А среди людей старше 45 — 74%! То есть американцы, которые учились более 40 лет назад, извлекали усвоенное из памяти гораздо лучше, чем более молодое поколение. Но зато оно знакомо с критической расовой теорией, которая незаметно перекочевала к нам из Франции и пряталась по студгородкам до кончины Джорджа Флойда, когда она расцвела буйным цветом по всей Америке.
Слава Богу, не все студенты Брауна солидарны с деколонизаторами. Беда в том, что в сегодняшней Америке большинство считает за благо не высовываться. «Студенты боятся говорить, что статуи надо оставить, — сказала Боччи 21-летняя Нидхи Бхаскар, изучающая археологию. — Лишь онлайн, на анонимных форумах, студенты думают, что они могут свободно высказывать свои взгляды».
Быть может, в следующей серии «Молчания ягнят» (назовем ее «Мычание ягнят») Ганнибал Лектер объявится в Род-Айленде и поужинает с низвергателями Марка Аврелия.
нет, вовсе я не призываю
к чему, по сути, Вы не призываете
но почему, мычащие ягнята, в отчаянии
к приходу новых лекторов взвываете