Вернувшись в Эрец-Исраэль после 20-летнего отсутствия, Яаков узнает, что ему идет навстречу его брат Эсав с вооруженным отрядом. Яаков принимает меры для отражения угрозы: делит своих людей и скот на два лагеря, молит Б-га о помощи и шлет миротворческие подарки Эсаву. В ту же ночь Яаков остается один и борется с ангелом-хранителем Эсава. Победа за Яаковом, но у него повреждено бедро. В память об этой травме евреям запрещено есть седалищный нерв кошерных животных. Яаков получает от ангела второе имя — Исраэль. Личная встреча Яакова и Эсава заканчивается мирно, и они расстаются. В следующем эпизоде Шхем, сын ханаанского племенного вождя, похищает и насилует Дину, дочь Яакова, а затем, желая взять девушку в жены, предлагает породниться с ее семьей. Сыновья Яакова делают вид, что согласны, но ставят условие: Шхем и все мужчины его племени должны сделать себе обрезание. Условие принято. На третий день после массового обрезания братья Дины Шимон и Леви врываются в город и убивают все его мужское население. Яаков, боясь мести, осуждает эту карательную акцию. Б-г велит ему отправиться в Бейт-Эль и поставить там жертвенник. После смерти Дворы, кормилицы Ривки, Б-г является Яакову, благословляет его и меняет его имя на Исраэль. По пути в Эфрат Рахель рожает Биньямина, двенадцатого сына Яакова, и умирает после родов. Ее хоронят у дороги в Бейт-Лехем, и Яаков ставит памятник на могиле любимой жены. Ицхак умирает в возрасте 180 лет. Яаков и Эсав хоронят отца в семейной усыпальнице в Хевроне. В конце раздела детально перечисляются ближайшие потомки Эсава.
***
Преемственность
«А это цари, которые царствовали в стране Эдом…» (36:31). Великий английский ученый Исаак Ньютон был, как известно, верующим человеком. Однажды к нему в кабинет зашел его коллега, убежденный атеист, с которым он часто вел дебаты на тему веры и религии. Взгляд коллеги упал на великолепную астролябию, стоявшую на столе у Ньютона. Латунные детали этого изысканного астрономического устройства, изображавшего солнечную систему в трехмерном виде, блестели в лучах послеполуденного солнца.
Полюбовавшись на это чудо техники, гость произнес: «Какой красивый инструмент!» «Вы еще ничего не видели, — сказал Ньютон. — Нажмите на этот рычажок в основании».
Гость нажал, и весь механизм пришел в движение. В его центре солнце стало вращаться вокруг своей оси. Завертелись изящные латунные шестеренки, и планеты начали свое движение по орбитам, причем вокруг каждой планеты совершали обороты их спутники. Все это происходило так синхронно и точно, что гость невольно ахнул: «Великолепно! Кто сделал это устройство?»
— «Никто», — пожал плечами Ньютон.
— «Что значит, никто?»
— «Вот так — никто. Просто один человек высыпал все детали на стол, и они так вот сложились вместе…».
— «Прекратите меня разыгрывать, — возмутился атеист. — Немедленно скажите, кто изготовил этот бесценный шедевр. Ни за что не поверю, что он сам сложился».
Ироническая улыбка сошла с лица Ньютона: «Вы настаиваете, что у этого творения есть автор. А у этого, — и он обвел руками пространство вокруг себя, — нет?! А ведь наш мир во много раз сложнее и прекраснее, чем эта астролябия!»
Не надо быть первооткрывателем закона всемирного тяготения, чтобы понимать мир и читать его, как книгу. Каждая книга свидетельствует о существовании ее автора. Точно так же мир, в котором мы живем, непрерывно доказывает, что у него тоже есть Автор, его Творец. Надо быть очень упрямым человеком, чтобы это отрицать.
Однако мы, евреи, верим в Б-га не потому, что Он проявляет себя в совершенстве и гармонии этого мира. Мы верим в Б-га, потому что нам, всему еврейскому народу довелось, можно сказать, посчастливилось лично видеть Его и ощущать Его присутствие во время Исхода из Египта, у горы Синай при даровании Торы и в последующие сорок лет странствий в Синайской пустыне, когда Он щедро одаривал нас чудесами.
Кто-то может возразить: но ведь это был не я, а другие люди, жившие более трех тысяч лет назад. Какая связь между моей верой в Б-га и тем, что видели те люди? Ответ простой. Родители никогда не лгут своим детям, когда дело касается важных вещей. Если Б-г действительно обращался «голосом» к евреям с вершины Синая и чудесным образом провел их через бесплодную пустыню, обеспечивая всем необходимым; если он действительно даровал им Тору, которая учит, как жить, то это, безусловно, можно считать важной информацией, которую наши предки сочли необходимым передать всем последующим поколениям.
«Традиция» — это не только танец «Семь-сорок» на свадьбе. Это, в первую очередь, передача информации о Синайском откровении, от отца к сыну, в каждом поколении. Эта информация и есть главный источник жизненной силы нашего народа.
Вот почему евреи так заботятся о своей родословной. Они бережно хранят фотографии предков и посещают места, где те когда-то жили. Многие «родственные» сайты в интернете были созданы евреями и содержат информацию преимущественно о еврейских семьях. Мы бережем память о наших дедах и прадедах, отмечаем годовщины их смерти, и называем детей в честь них.
В конце сегодняшнего раздела Торы перечисляются цари Эдома. Вчитайтесь в этот список, и вы увидите, что ни один из их царей не получил власть по наследству. Каждый из них основал и завершил свою собственную династию.
Эдом произошел от Эсава, брата-близнеца Яакова и его антипода. Эсав пренебрег своим первородством и продал его Яакову. Он считал свое наследие чем-то ненужным и даже обременительным и поэтому без лишних раздумий обменял его на миску чечевичной похлебки. Он был прагматиком, материалистом, жил только сиюминутными желаниями и страстями: «Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь». Все прочее не имеет значения. Потомки Эсава придерживаются этого мировоззрения по сей день. Традиции и обычаи у них не в моде.
У нас все по-другому. У нас есть преемственность, которая опирается на веру и включает в себя цепочку поколений, протянувшуюся через столетия. Эта преемственность и есть основа нашей еврейской династии, у истоков которой стояли люди, получившие традицию из Первых рук.
От каждого по возможностям
Тора, как мы знаем, это учебник жизни, причем не только общественной, но и сугубо личной и даже интимной. «Двести коз и двадцать козлов, двести овец и двадцать баранов, тридцать кормящих верблюдиц со своими верблюжатами; сорок коров и десять быков, двадцать ослиц и десять ослов». (32:15-16). Такими щедрыми дарами задобрил Яаков Эсава.
Ссылаясь на мидраш из «Берешит раба», РАШИ дает оригинальное толкование разному соотношению самцов и самок у каждого вида животных в приведенном перечне. В этих цифрах, пишет он, скрыто указание на регламент супружеской близости у людей в зависимости от рода занятий и трудовой нагрузки мужа.
Неработающий мужчина должен быть с женой каждый день, по примеру козлов и баранов, которые бездельничают и поэтому спариваются чаще — каждому из них придано по десять самок.
Обычные работники исполняют супружеский долг дважды в неделю, как быки, которые ежедневно пашут, и поэтому к ним приставлено всего по четыре коровы. Погонщикам ослов, продолжает РАШИ, достаточно быть с женой один раз в неделю, поскольку дорога отнимает у них много сил: в стаде Яакова на одного осла приходятся две самки.
Погонщикам верблюдов, совершающим дальние многодневные переходы, разрешено вступать в близость с женой раз в месяц (из приведенного стиха можно предположить, что у каждой верблюдицы был свой персональный «муж»). И, наконец, от моряков, уходящих в долгие плавания, требуется лишь одна близость в полгода. Как видим, Торе чужда уравниловка.