В Лондоне на 73-м году жизни скоропостижно скончался главный раввин Великобритании Джонатан Сакс. И в памяти читателей этот диковинный английский лорд навсегда останется человеком, повернувшим иудаизм к людям.
Новость об уходе из жизни Джонатана Сакса – многолетнего главного раввина Великобритании, мыслителя и члена Палаты лордов – оказалась для меня, пожалуй, даже более оглушительной, чем пришедшее почти одновременно известие о смерти сатирика и писателя Михаила Жванецкого. Раввин Сакс был одним из самых известных «послов» иудаизма в мире, доносившим через свои книги и статьи взгляд еврейства на современный мир, а мне в течение, по меньшей мере, последнего десятилетия повезло быть его рупором на русском языке и подготовить для читателей Jewish.ru десятки его статей.
Когда месяц назад стало известно, что раввин Сакс борется с раком, несмотря на всю горечь, оставалась надежда на высокий уровень западной медицины, поэтому его столь стремительный уход стал не просто тяжёлым, но и неожиданным ударом.
Птицу, как известно, видно по полету, а автора – по его текстам. Труды Джонатана Сакса отличает особый знак качества: они представляют собой невероятно успешный симбиоз глубоких познаний в иудаизме, великолепного образования и широкого кругозора, сдобренного блестящим английским юмором в его лучших проявлениях. Я намеренно пишу об этом в настоящем времени, поскольку к статьям Сакса, которые остаются всё же с нами, хочется обращаться всем, кто ищет ответы как на вечные, так и на насущные жизненные вопросы.
Раввин Сакс стал олицетворением иудаизма в новом, XXI веке, сумев найти способ показать и евреям, и всему миру красоту и глубину еврейской мысли и донести актуальность описанных в Торе, казалось бы, совсем далеких от нас событий в современном мире. В его представлении иудаизм обрел новое, свежее звучание. А это далеко не многим удаётся. И благодаря его трудам всё больше читателей стали интересоваться еврейской философией и иудаизмом.
Меня же работа над его текстами научила, прежде всего, новому видению привычных вещей и стремлению осознать в первую очередь смысл сказанного, а лишь затем обращаться к форме. И, конечно, пониманию, что спасти человека от себя самого может только он сам. Многие идеи, так или иначе почерпнутые за эти годы, проведенные в километрах текстов Сакса, я применяю на практике – и в отношениях с ближними, и в работе, и в воспитании детей. И знаете что? Эти идеи работают! А самым лучшим образом раввина Сакса характеризуют «Правила его жизни», которые заключаются в способности мечтать и смелости следовать за своими мечтами, поиске своего предназначения и наполнении жизни радостью и трудом. Для меня раввин Сакс – это мастерское владение словом, чёткое формулирование мыслей и абсолютная поддержка идеи безграничной ценности человеческой жизни и человека как духовного творения, предназначение которого заключается в непрерывном совершенствовании, распространяющемся в том числе и на окружающий нас мир.
Прощайте, лорд! Вас будет не хватать.