Содержание раздела
Сара, праматерь еврейского народа, умирает в возрасте 127 лет. Оплакав жену, Авраам решает похоронить ее в пещере Махпела в Хевроне. Владелец участка, где находится пещера, знатный хетт Эфрон предлагает отдать его бесплатно, но Авраам платит полную цену. Затем Авраам поручает своему домоправителю Элиэзеру найти подходящую жену для сына Ицхака и берет с него клятву, что он будет искать девушку на родине Авраама, у его родни, а не среди аморальных ханаанеев, населяющих Эрец-Исраэль. Элиэзер отправляется за реку Евфрат, в город Арам-Наараим, и просит Б-га дать ему знак для правильного выбора. Вечером, когда Элиэзер приводит верблюдов на водопой, у источника появляется юная Ривка. Элиэзер просит у нее воды, и девушка не только поит незнакомца, но и с готовностью черпает воду (почти 700 литров!) для его десяти верблюдов. Такая редкостная отзывчивость свидетельствует о том, что Ривка — подходящая жена для Ицхака, что она достойна стать праматерью еврейского народа. Элиэзер встречается с отцом Ривки Бетуэлем и ее братом Лаваном. После длительных переговоров, получив щедрые дары, семья соглашается отпустить девушку с гостем. Ривка приезжает в Эрец-Исраэль и выходит замуж за Ицхака. Позаботившись о сыне, Авраам «уходит на покой». Он повторно берет в жены Агарь, получившую новое имя Кетура, и у них рождаются шесть сыновей. Авраам дает им подарки и отсылает на восток. Основатель династии еврейских праотцев умирает в возрасте 175 лет. Ицхак и Ишмаэль хоронят его рядом с Сарой в пещере Махпела.
***
Не думай о секундах свысока…
«И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет — это годы жизни Сары» (23:1). У старости много недостатков. Сужается круг общения: меньше друзей. Прежние уходят, а новых почти не приобретаешь. Количество старших родственников тоже убывает, а молодые смотрят вперед — на тебя не оглядываются: ты для них история. С самим тобой тоже происходят нежелательные изменения: редеют волосы, слабеет память, зато увеличиваются талия и расходы на лечение, особенно, зубов…
Но что особенно обидно, меняется ощущение времени. В детстве день длился вечность. Теперь, ты не успел разобрать сукку, как пора готовиться к Песаху. А Ханука и Пурим между ними проскочат почти незаметно. Другими словами, чем старше ты, чем меньше дней жизни тебе остается, тем быстрее они бегут мимо тебя.
Что поделаешь, так мы устроены: какой бы долгой ни была жизнь — хоть девяносто, хоть сто лет — она все равно очень короткая. Поэтому разумный человек старается учитывать эту особенность времени, чтобы расходовать его, как можно рачительнее.
К сожалению, большинству из нас это дается с трудом или вообще не удается. Французский писатель и филолог Анри Этьен, живший в XVI веке, афористично сформулировал данную проблему: «Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait» — «Если бы молодость знала, если бы старость могла».
В первом стихе сегодняшнего раздела Тора дает ей решение: «И жила Сара сто лет, и двадцать лет, и семь лет…». Почему слово «лет» употребляется трижды в этой короткой фразе? Потому что, в отличие от нас, грешных, наша праматерь Сара воспринимала время одинаково в любом возрасте: в семь лет — как в двадцать и как в сто. Подобно тому, как, будучи столетней женщиной, она ценила на вес золота каждую секунду дарованной Б-гом жизни, так и в юности она не теряла напрасно время, и даже в детстве, когда жизнь кажется бесконечной, бережно обращалась с ним.
Три особых места
«Дайте мне место для родовой гробницы, и похороню я покойницу мою» (23:4). В разделе «Хаей-Сара» детально описана процедура покупки Пещеры Махпела, фамильной усыпальницы праотцев и праматерей еврейского народа. На самом деле, вся Эрец-Исраэль была изначально завещана Б-гом Аврааму и его потомкам, и затем, уже после Исхода из Египта, силой оружия захвачена еврейскими полками под водительством Иегошуа бин Нуна.
Но есть в Стране Израиля три особых места — Хеврон, горы Гризим и Эваль (вблизи нынешнего Шхема или, как его называют арабы, Наблуса), а также гора Мориа (место расположения Иерусалимского Храма), которые были куплены за наличные деньги соответственно Авраамом, его внуком Яаковом и царем Давидом. Мудрецы Талмуда подчеркивают, что даже неевреи должны безоговорочно признать наше абсолютное и неотъемлемое право на эти три места.
Что же произошло в последнее время? Населенный арабами Шхем был безропотно, без боя и даже без хотя бы символической компенсации отдан арабам — в рамках «мирного процесса», под взрывы израильских автобусов. Хеврон тоже в их руках, кроме нескольких крошечных еврейских анклавов. На Храмовой горе фактически распоряжается исламский религиозный совет Вакх, беспрепятственно уничтожающий там археологические следы еврейского присутствия. Уже раздавались требования о передаче под «международный контроль» всего Старого города Иерусалима, включая нашу главную святыню — Котель, Западную стену Храма.
В связи с этим уместно вспомнить известный комментарий РАШИ на первый стих книги «Берешит». Он объясняет, ссылаясь на рабби Ицхака, что этот стих — «Вначале сотворил Г-сподь небо и землю» — может служить ответом на обвинения других народов в том, что евреи, якобы, узурпировали землю, принадлежавшую ханаанским племенам. Мы вправе на это ответить, что вся земля принадлежит Б-гу. Он дает ее, кому пожелает, и когда хочет — отбирает. Эрец-Исраэль принадлежит нам по Его воле.
Нееврейский мир при всем своем уважении к Библии вряд ли примет сей аргумент. Но куда важнее мнение самих евреев. Понимают ли они и готовы ли признать то, что говорится в Торе?
В одном из предыдущих разделов «Лех леха» мы читали, как Б-г посылает Авраама и Сару в страну Ханаан, будущую страну Израиля. Здесь они получают судьбоносные благословения, здесь им обещано, что от них произойдет великий народ. Б-г говорит Аврааму, что отдаст эту землю его потомкам. Ясно, что речь идет о потомках его сына Ицхака, а не Ишмаэля, предтечи арабов, «ибо в Ицхаке наречется род тебе» (21:12).
Б-г говорит Аврааму: «Посмотри на север, на юг, на восток и на запад. Всю землю, которую ты видишь, тебе Я отдам и потомству твоему НАВЕКИ… Вставай, пройди по этой стране вдоль и поперек — ибо тебе Я отдам ее. И стал Авраам кочевать, раскидывая шатры, и пришел в Элоней-Мамрэ, что в Хевроне, и поселился там» (гл.13). И далее: «Я — Г-сподь, который вывел тебя из Ура Касдимского, чтобы отдать тебе во владение эту страну» (15:7).
Такие же обещания были даны и другим нашим праотцам Ицхаку и Яакову. Из Египта мы были выведены, чтобы получить Тору и поселиться в Эрец-Исраэль. Вся пятая книга «Дварим» пронизана одной мыслью: «Соблюдайте заповеди Торы, чтобы овладеть страной Израиля и благополучно жить в ней».
Эти слова говорят сами за себя; их надо понимать буквально, без изощренных толкований. Другие народы могут игнорировать Тору, но что происходит с нами, евреями? Вопрос, конечно, наивный, но весьма злободневный.
Изгнание евреев и разрушение их домов в любой части Эрец-Исраэль, будь то в Газе или в Иудее и Шомроне, — это бунт против Б-га. Передача Эрец-Исраэль в руки неевреев — попрание Его воли, ясно выраженной в Торе.