Ему удалось родиться вовремя. У него была внешность деревенского дурачка. И кинематографический образ, который он создал, идеально этой внешности подходил. Простоватый шут, почти придурок с лукавой и доброй улыбкой, клоун по своей актерской сути, он стоит в ряду таких же уникальных дарований, созревших и востребованных в России в 1960 — 1970-е годы: Юрий Никулин, Георгий Вицин, Леонид Енгибаров, Олег Попов, Евгений Леонов.
Прижизненная слава его была огромной. Вся страна повторяла репризы Крамарова из «Неуловимых мстителей», «Джентльменов удачи», «12 стульев». Он сам любил эти фильмы, выделял их из списка 40 сыгранных ролей. Завещал на кладбищенской плите указать только эти ленты плюс «Друг мой, Колька» и «Большая перемена». Михаил Шемякин, делавший памятник, завещание выполнил: на еврейском кладбище неподалеку от Сан-Франциско скульптор поставил на могиле Крамарова гримерный столик с разбросанными трагическими масками, как бы говоря о ролях, которые мог сыграть актер.
О Крамарове до сих пор пишут статьи, снимают фильмы. Он был, как и полагается шуту, одинок, замкнут, самодостаточен, любил уединение. Был не очень удачлив в семейной жизни, любил свою единственную дочь. Неожиданно уехал за рубеж. Его имя сразу вырезали из титров, но фильмы с участием Крамарова никто не рискнул положить на полку: это были суперхиты, всенародно любимые кинокомедии. В том, что Крамарова все-таки выпустили из России, возможно, не последнюю роль сыграло его письмо президенту Америки Рональду Рейгану «Как артист артисту», прочитанное по «Голосу Америки».
Крамаров дважды приезжал в Россию из эмиграции — сыграть у любимых режиссеров. Георгий Данелия дал ему роль в фильме «Настя», Михаил Кокшенов — в «Русском бизнесе». Если он появлялся на людях — в Сочи на «Кинотавре» или в Москве на Арбате, случался фурор, телохранители не могли сдержать толпу поклонников. Последние месяцы своей жизни, перенеся два инсульта, Крамаров лежал в госпитале — слепой, немой и парализованный. Актер Олег Видов сообщил в Москву, что Савелий Крамаров может только слышать, и просил присылать ему телеграммы. Счет посланий шел на тысячи…
Jewish.ru