— Уважаемый рав, расскажите, пожалуйста, как нееврею, соблюдающему 7 законов потомков Ноаха и стремящемуся максимально служить Всевышнему и приблизиться к Нему, безупречно подготовиться и провести Рош Хашана?
Лариса. РФ, г. Ростов-на-Дону
— Прежде всего, подчеркну, что очень важно знать и всегда помнить, что Тора — не предлагает неевреям никакие законы, обычаи и традиции. И это не случайно.
В свое время народы мира, в отличие от евреев, не приняли Тору. Соответственно, у них нет «инструментария», позволяющего понимать Тору, в которой содержатся прямые указания Всевышнего. Иными словами — у них нет необходимой для этого «дополнительной еврейской души».
И если это так, то как мы можем дать общие указания человеку, который вырос в России или, скажем, в Китае или, допустим, в Папуа — Новой Гвинее, и в еврейском народе не числится?
Речь идет — о совершенно разных людях, с самыми разными (у каждого — свои) историческими навыками и т.д. и т.п.
Однако Всевышний любит свои творения. Поэтому Он, в каком-то смысле каждому человеку дал намек (во всяком случае, тем, кто хочет к этому намеку прислушаться) на то, чтобы не быть последователем и приверженцем любой придуманной людьми религии (подразумеваются, например, все виды христианства). А вместо этого — избрать для себя линию поведения, которая способна наилучшим образом выразить его чувства и устремления. Этот выбор осуществляется индивидуально, каждым человеком в отдельности. Разумеется, — в рамках своего понимания основных «мотивов» еврейского мировоззрения.
Если знать, к примеру, что Рош Хашана (первый день еврейского месяца Тишрей) — день, когда Творец создал Адама, первого человека в мире, в тот самый день каждый может назначить себе какое-то эмоционально комфортное для него время и погрузиться в размышления о Всевышнем. О том, что Он управляет всем в мире. И что любому человеку следует соизмерять с этим фактом свою жизнь, свою деятельность и т.д.
Можно, конечно же, если есть такое желание, добавить к этому те или иные символические действия. И это станет вполне достойным, позитивным способом как-то отметить дату создания первого человека.
Чтобы избежать всяческих недоразумений, а возможно, и (ни о ком не будь сказано!) и ошибок, подчеркну чрезвычайно важную мысль. В выборе таких символических действий принципиальное, решающее значение приобретает критерий, определяющий, что эти действия, пусть и воспроизведенные из самых лучших и в каком-то смысле возвышенных побуждений, ни в коей мере не «претендуют» на создание некой новой религии. Ибо как раз этого и не хочет Творец мира. Ему (да и людям тоже) не нужны придуманные, рукотворные, искусственные религии.
Отвечал Рав Элиягу Эссас