Как заслужить прощения? Этот вопрос занимает многих евреев в преддверии Дня Прощения — Йом Кипур. Даже те евреи, которые не знают молитв, считают своим долгом прийти в синагогу хотя бы раз в году в Йом Кипур. Великий смысл Судного Дня заключается в том, что в этот день мы учимся прощать. «Того, кто прощает людей, прощают на Небесах», — учит Талмуд.
После разгрома восстания Бар-Кохбы и расправы над мудрецами Торы римляне приговорили к смерти рабби Шимона бар Йохая. Рабби вместе с сыном, рабби Элазаром, удалось скрыться в пещере. Там на протяжении 12 лет они постигали великие тайны Торы, которые в дальнейшем были записаны в книге еврейской мистики «Зохар» («Сияние»).
Узнав, что «император умер, и его смертный приговор отменяется», рабби Шимон и рабби Элазар вышли из своего убежища и увидели, что люди пашут и сеют, — рассказывает Талмуд (Шаббат, 34).
«Забывают люди о жизни вечной и занимаются суетными земными делами»! — с негодованием воскликнул рабби Шимон. И куда бы ни падал его взор, место то мгновенно выгорало, как от пожара. Тогда раздался голос с Небес: «Мир Мой разрушить вышли вы? Возвратитесь в пещеру!» Пошли они обратно в пещеру. Прошло еще двенадцать месяцев, и возроптали они: «Грешников в аду держат не более двенадцати месяцев». Снова зазвучал голос с Небес: «Выходите из пещеры!» Выйдя из пещеры, рабби Шимон обратился к сыну с призывом к милосердию и терпимости: «Хорошо, что хоть мы с тобой живем жизнью разума в этом несовершенном мире».
В канун субботы встретился им старик с двумя букетами миртовых веток в руке. Спрашивают они: «Для чего собрал ты эти ветки?»
– В честь субботы, — отвечает старик.
– А не достаточно ли одного букета?
– Нет. Один в честь заповеди «Помни день субботний!», другой — завета «Храни!» Видишь, — сказал рабби Шимон сыну, — насколько заповеди Всевышнего дороги народу!» И радостно стало на душе у обоих.
Почему Всевышний отправил рабби Шимона и его сына на год в пещеру, ведь, казалось, они уже познали все тайны Торы? Но есть еще одна великая тайна, которая одновременно является чрезвычайно простой истиной: нам всем следует учиться милосердию, терпимости и любви к людям.
«Из глубин взываю к Тебе, Всевышний!» — писал царь Давид (Псалмы 130). Есть обычай в течение десяти дней трепета от Рош Хашана до Йом Кипура добавлять слова этого псалма к утренней молитве. Великий каббалист Аризаль писал, что на протяжении десяти дней трепета человек должен стремиться проникнуть вглубь своей души. В мире существует десять уровней святости: страны мира, святая страна Израиля, святой город Иерусалим, святая Храмовая гора, … святой Храм, и, в конце концов, Святая Святых, в которой хранились скрижали Торы. Точно так же и в душе человека есть десять уровней святости, и каждый день трепета мы проникаем глубже и глубже внутрь себя. В Йом Кипур, последний из десяти дней, мы можем войти в Святую Святых своей души. Там, в глубинах святости души, нет места греху. Оттуда черпает человек силы обновления и очищения души, заслуживая прощение.
В Йом Кипур самый святой человек — первосвященник — мог войти в Святую Святых Храма для того, чтобы увидеть, как в знак прощения еврейского народа Всевышним лица Херувимов, расположенных над скрижалями Торы, направлены друг к другу. Не случайно самый святой день еврейского календаря — это День Прощения — Йом Кипур!
Учитель Аризаля рабби Моше Кордоверо, который в XVI веке преподавал в Цфате тайны Торы, написал книгу «Томер Двора», по которой учил людей великому искусству прощения.
«Человеку следует уподобляться Творцу, дабы стать воплощением тайны Высшего образа и подобия, — этими словами рабби начал свою книгу. — Всевышний является «обиженным Царем», выносящим обиду, не доступную человеческому пониманию. И действительно, от Творца ничего не скрыто, и энергию для своего существования в каждый момент человек получает от Всевышнего. Таким образом, всякий, кто грешит против Б-га, в этот самый момент получает энергию для своего существования и движения от Б-га! И, несмотря на то, что человек использует ее для греха, Творец не «перекрывает» ему эту энергию, а терпит оскорбление, давая человеку жизненную силу. При этом нельзя сказать, что Б-г не может предотвратить грех (преступление), ведь в Его власти в любой момент парализовать человека, как произошло с Йеровамом (Цари 1:13). Всевышний мог бы лишить человека жизненной силы: «Раз ты грешен, греши своей силой, а не Моей», но Он не лишает человека Своей доброты, а продолжает давать ему силу и энергию. Это терпение Всевышнего непостижимо».
Человек должен проявлять терпимость и доброту даже к тем, кто не в состоянии понять и оценить это.
Художник Алекс ЛЕВИН