Возможно, вы знакомы с весьма благополучными людьми, у которых, на первый взгляд, все в полном порядке. Кажется, что у них есть все, о чем можно мечтать: прекрасная жена, замечательные дети, высокооплачиваемая работа, свой дом, шикарная машина. Но все это почему-то их не радует.
Более того, люди эти находятся в постоянном волнении и тревоге. То ли они опасаются потерять работу, боятся, как бы их благосостояние не рухнуло, то ли безуспешно стремятся умножить богатства и обеспечить себя на «черный день». А может, им кажется, что их недостаточно уважают на работе, недооценивают в семье? В любом случае жизнь таких людей только кажется благополучной. В действительности же они глубоко несчастны, и зачастую их внутренние страдания тем сильнее, чем больше внешнее благополучие.
… Однажды два ученика попросили своего ребе научить их принимать страдания с радостью. — Наши мудрецы учили: за все, что Всевышний посылает нам, за хорошее или за плохое, следует благодарить Его. Как же может человек благодарить за плохое? — спросили они. — Моя жизнь благополучна, потому я не смогу ответить на ваш вопрос, — ответил ребе. — Постарайтесь найти служку синагоги реб Зуше, может, он сможет ответить. Ученики нашли реб Зуше в ветхой хижине на краю леса. Жил он в крайней бедности, был истощен и страдал от болезней. Реб Зуше приветливо встретил гостей, но узнав, с каким вопросом они пришли к нему, удивился: «Вы ошиблись, что пришли ко мне, — сказал реб Зуше. — С этим вопросом вам следовало бы обратиться к кому-нибудь, кто пережил в жизни что-то плохое. Всевышний был так милосерден ко мне, что со мной никогда ничего плохого не случалось!» Эти слова и были ответом на вопрос…
В дни, предшествующие еврейскому Новому году, мы желаем друг другу быть записанными в Книгу Жизни. Это потому, что, в соответствии с еврейской традицией, в Рош Хашана открываются две Книги: Книга жизни и Книга смерти. Праведники немедленно записываются в Книгу Жизни, а негодяи — в Книгу Смерти. Средние же (мудрецы учат нас, что каждый человек должен считать себя средним) продолжают ожидать окончательного суда в день Прощения — Йом Кипур.
Впрочем, вопрос о том, в какую Книгу записать каждого человека, решается не только на небесах, но и на земле. Прежде всего, сам человек должен сделать выбор между добром и злом. И выбор этот человек делает не только потому, что он боится наказания за грехи или стремится получить награду за исполнение заповедей. Как писал Мамоне, человек бескорыстно выбирает путь добрых дел, потому что стремится к истине и любит добро. Потому не только Всевышний, но, что еще важнее, и сам человек записывает себя в одну из двух Книг. Наши пожелания друзьям и молитвы о том, чтобы мы были записаны в Книгу Жизни, являются выражением нашего внутреннего выбора. Как и сказано в Торе: «Смотри, Я даю перед тобой (даю тебе выбор) благословение и проклятие, жизнь и смерть. И выбери жизнь!» Если человек научился ценить жизнь и радоваться всему, что у него есть, он обретает счастье. То счастье, которое в душе, которое не зависит от внешних обстоятельств и не подвластно времени, ибо душа человека вечна.
Если же человек не ценит то, что у него есть, он всегда будет всем недоволен и безуспешно стремиться получить больше. Как сказал мудрейший из людей царь Соломон: «Любящий деньги деньгами не насыщается!» Жизнь такого человека полна страданий, ибо проходит она в бесконечной погоне за иллюзиями, в горьких разочарованиях и обидах…
А теперь главный вопрос: за что Адам был изгнан из райского сада? «И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно для познания; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу, (что) с нею, и он ел… и спрятался Адам и жена его от Всевышнего среди деревьев сада. И воззвал Всевышний к Адаму, и сказал ему: где ты?» Разве эта история не о нас с вами, продолжающих прятаться от Б-га и от самих себя? Разве не к каждому из нас обращен вечный вопрос: «Где ты?»
«И сказал он: голос Твой я услышал в саду и убоялся, потому что я наг, и спрятался. И сказал Он: кто сказал тебе, что ты наг? Не от дерева ли, о котором Я заповедал тебе не есть, ел ты? И сказал Адам: жена, которую Ты дал мне, она дала мне (плод) от дерева, и я ел». (Берешит 2). «Здесь проявил (человек) свою неблагодарность», — объясняет это место Раши, приводя слова мудрецов Талмуда из трактата «Авода зара».
Именно за этот грех неблагодарности и был наказан человек изгнанием из райского сада. Нам следует научиться ценить то, что у нас есть (даже испытания, преодолевая которые, мы духовно растем), тогда мы обретем радость…
Не случайно, что в Рош Хашана евреи слушают звуки шофара. Эти звуки, по мнению Маймонида, обращены к каждому из нас. Сказано: «Спящие, проснитесь ото сна!». Каждый из нас может проснуться от духовной спячки и, начав ценить жизнь, сделать свой выбор между добром и злом, захотеть стать праведником и быть записанным в Книгу Жизни!
Художник Алекс ЛЕВИН