Талмуд упоминает мудреца с арамейским прозвищем «янука», то есть «мальчик». Нынче под этим именем существуют курортный остров в государстве Фиджи и система гаданий, а в еврейской истории побывал в недавние времена ещё один «янука». Праправнук основателя Карлин-Столинского хасидута Исраэль «Франкфуртер» (1868-1922) коронован хасидами в четырёхлетнем возрасте после безвременной смерти отца, рава Ашера, бывшего адмором только один год. Мальчик был очень одарён и прозвище «янука» приобрёл в раннем детстве за его не по возрасту разумные советы. Великий раввин Ицхак-Эльханан Спектор провёл с 12-летним «янукой» 2 часа и охарактеризовал его как «мудрого гаона» (гения).
Удивительно, что большинство лидеров карлинского хасидута жили сравнительно недолго, хотя успевали невероятно много. Исключение — внук основателя Аарон II (1802-1872), при котором это направление хасидизма достигло вершины своего влияния. Трое сыновей Януки (раввины Аарон, Моше и Авраам-Элимелех) погибли в Холокост в 1942, переехавший в Детройт четвёртый сын ушёл в 1946, да и партизанивший с 1941 рабби Йоханан (1900-1955), восстановивший общину в Израиле и Америке, жил лишь 55. Не берусь сказать, телесная или духовная здесь замешана генетика, но первый Карлинский ребе Аарон, прозванный «дер Гроссер» (Великий), ученик Магида из Межерича, прожил совсем мало — 36 лет (1736-1772). Хотя преданий ходит о нём немеряно, а в российских официальных бумагах конца 18 века хасидов чаще всего именовали «каролинерами» или «каролинской сектой». Рабби Аарону, обладавшему невероятной силой влияния на людей, удалось распространить хасидизм даже в Литовском княжестве (Прибалтике, Белоруссии и на западе России), обители традиционной учёности.
Ребе Аарон I, Аарон Перлов (Великий) родился в белорусском городе Пинске на реке Припять (не к Чернобылю быть помянута) в 1736 году. Пишут, что родители его, скрытые праведники рав Яков, работавший синагогальным служкой, и Перл много лет оставались бездетными — до благословения Бааль-Шем-Това. Фамилия «Перлов» образована от имени матери. Подробностей о его юной жизни немного, известно, что благодаря рекомендации брата матери рава Мэнэле Карлинера он стал учеником Магида из Межерича (1704-1772), второго лидера хасидизма, и вскоре сделался одним из ближайших к учителю. Его друг, основатель Любавического хасидизма Альтер Ребе (1745-1812) рассказывал, что именно Аарону Магид доверял раскладывать 12 хал на субботнем столе и готовить «гефилте фиш» для Шаббата, а сам Альтер Ребе (тогда ещё совсем не «альтер», то есть «старый») старался получить хотя бы кусочек от этой рыбы и утверждал, что «один такой кусочек даёт мне жизненные силы на 20 лет». В 1760 году рав Аарон организовал первый хасидский миньян в городке Карлине, неподалёку от родного Пинска, и Карлин стал центром хасидского движения. Благодаря его влиянию община быстро росла, возникли собрания в Пинске и даже Шклове — откуда в год смерти рабби Аарона, через месяцы после диспута традиционных и хасидских знатоков Торы (1771), пошли антихасидские указы, отлучения и преследования.
В современном хасидизме вспоминают о «хасидах толка (дурного)» — тех, среди кого царили буйные и агрессивные нравы. Ныне сложно сказать, в какой степени распоясавшиеся банды неофитов нового учения имели отношение к последователям рава Аарона. Альтер Ребе, один из лидеров и главный защитник хасидизма в то время, в письме переселившемуся в Израиль рабби Аврааму Калискеру (1741-1810) перечисляет «грехи молодости» адресата и его сподвижников: «дикие и шутовские речи, насмешки на учёными и поношения их, кувыркание на улицах, позорящее Тору в глазах иноверцев, а также другого рода проделки и издевательства» (включая нападения на раввинов, безумные буйства с целью «перевернуть мир», акты беспричинного вандализма и насилия и т.д.). Многие хасидские лидеры в дальнейшем благодарили Виленского Гаона и его учеников «за то, что они помогли нам удержаться от крайностей» — фактически признавая, что антихасидские меры имели изрядно причин. Другое дело, что получалось из них, когда, по ленинской формуле, «идеи, овладевающие массами, становились материальной силой»…
По сей день карлин-столинские хасиды молятся очень эмоционально, «тихие» мольбы произносят в полный голос. Возможно, что-то передалось им от характера основателя этого направления, о котором говорят, что он «горел ярчайшим небесным огнём». Алтер Ребе с грустью произнёс: «о, если бы наш трепет перед небесами во время глубочайшей молитвы походил на трепет Аарона, когда он, задумавшись, просто смотрит вдаль!». Хасидская «майса» повествует, что сила его влияния на человека была такова, что буквально лишала того свободы выбора и «84000 евреев он вернул к Отцу небесному». Сомневаюсь, что столько отступников имелось на Земле в те патриархальные времена, а если воспринимать эти цыфирьки как число перешедших в хасидизм, то и здесь перебор изрядный. Зато коли речь о раскаянии в грехах или в своём недостаточно искреннем служении — а искренность была главным «коньком» ребе Аарона,- тогда «майса» обретает реальность. И ведёт речь как раз о том, что нам необходимо сейчас, перед днями Суда. Особливо же в этом году, в «перевёрнутые времена».
Аарона Великого называли «хозяин мелодий» — врата «Олам мангина», духовного «Мира мелодии», соединяющего духовное с материальным, были перед ним широко раскрыты. Магид говорил, что когда Аарон перед Шаббатом напевает «Песнь песней», ангелы Всевышнего оставляют свои песнопения и слетаются его послушать. Поныне популярны его нигун «Эйхософ» и напев в Пасхальной Агаде «То, что стояло за нас…».
Вот повесть о том, как покинул мир этот огненный ангел, как он «сгорел от трепета перед своим Творцом». Перед Песахом 1772 года ребе Аарон гостил у своего учителя в Межериче. За несколько дней до праздника зашёл к Магиду за разрешением уехать и провести праздник с семьёй — женой, двумя дочками и 9-летним сыном. Магид разрешил — и тут же послал за учениками, чтобы они любой ценой отговорили Аарона. Тот ещё раз пошёл к учителю — и снова: «если хочешь ехать — поезжай». Вновь безуспешные уговоры учеников… Рабби Аарон возвращается в Карлин, заболевает и на третий полупраздничный день, 19 Нисана (22 апреля) 1772 года его душа расстаётся с телом. Похоронен он (как и его сын Ашер, 1765-1826) в Карлине. Когда плачущие ученики спросили Магида, отчего он не предупредил их, что поездка смертельно опасна для Аарона, ответ был: «мне не всё позволено открывать».
«Но теперь, когда мы лишились нашего оружия (силы влияния рабби Аарона), мне нечего делать в мире». Подоспел обмен отлучениями (херемами) учеников Гаона и учеников Магида — последние учителя даже не спросили, а когда он о том услышал, произнёс: «вы меня убили» — и в декабре 1772 Магид покинул мир.
Начиналась эпоха «еврейских гражданских войн», возникновения «хасидизмов», в августе-сентябре 1772 состоялся первый раздел Речи Посполитой (тайно подписанный ещё в феврале)… На старте новой эпохи которой ушли лидеры, способные объединять народ.
Пара притч-историй. Однажды его спросили, чему он научился у Магида? «Ничему». И пояснил: «Я научился у него понимать смысл небытия. Я понял, что «я» — ничто и несмотря на это я — это я. «Ничто» — именно то, чему я научился у Магида».
Удовольствия всех миров ломились к рабби Аарону, но он отказывал им. «Если они действительно удовольствия, то я хотел бы достаточно поработать, прежде чем их попробовать».
После первой шаббатней трапезы в доме Магида рабби Аарон вернулся на постоялый двор и начал шёпотом читать «Песнь песней». Вскоре в комнату постучал слуга и передал, что Магид не может заснуть, поскольку мощные раскаты голоса Аарона долетают до его комнаты.
Рабби Ашер, сын рабби Аарона, инкогнито приехал к рабби Пинхасу из Кореца. «Твой отец шествует впереди тебя» — встретил его цадик. И добавил: «Твой отец сделал глупость — тем, что не стал жить дольше, чем мог бы». Многие нынешние хасидские лидеры — потомки детей Аарона Великого.