— Добрый день, рав Элиягу! Я хочу красивую девушку и высокооплачиваемую работу. В Талмуде или других источниках говорится: если человек старался, но не добился, не верь ему. Сколько бы я ни старался — у меня не получается. Что со мной не так?
Гирш, Белоруссия
— Вы частично воспроизводите цитату из Талмуда, которая, если прочесть ее полностью, в переводе звучит так: «Если кто-то говорит, что он старался и ничего не добился — не верь ему. Если кто-то говорит, что он не старался, но добился — не верь ему. Если кто-то говорит, что он старался и добился — верь ему». Сразу отмечу, что это высказывание — вне бытового контекста и совершенно не связано с теми жизненными сферами, в которых Вы попытались его применить. Иначе и не могло быть. Ведь в мире неисчислимое количество людей, которые стараются чего-то добиться и не достигают цели. С другой стороны, очень многие чего-то добиваются, почти не прикладывая усилий. К примеру, купил человек лотерейный билет — и выиграл крупную сумму. И т.п. Полагаю, понятно, что наши Учителя, конечно же, не могли высказать мысль, которая противоречит человеческой жизненной практике. О чем же тогда идет речь в приведенной здесь цитате? Об усилиях, которые прилагает человек в сфере духовности — о духовной работе, которая всегда, без исключений, приносит плоды. И, наоборот, без усилий в этой сфере невозможно получить результаты. Возьмем, к примеру, изучение Торы. Человек, который всерьез, целеустремленно занят ее изучением, вкладывая в это душу силы и время, выделяя на это ежедневно, допустим, по полчаса в день или по два часа в день, а может, и больше (что, безусловно, еще лучше), обязательно добьется видимых результатов. Его знания будут неуклонно увеличиваться. Но тот, кто не прилагал к этому усилий, никаких результатов не добьется. То же самое можно сказать и о молитве. Если человек во время молитвы просто пробегает глазами молитвенный текст, а мысли его далеки от того, о чем говорится в молитве, и эмоций у него практически нет — соответственно, и духовные результаты такой молитвы будут самыми минимальными.
Старательность, уровень усилий и эмоциональный «накал» имеют определяющее значение и в третьей составляющей нашей духовной работы — в осуществлении добрых дел (напомню, что мир держится на трех столпах — Тора, молитва и добрые дела. Предположим, что к двум людям обратились за помощью. Оба откликнулись. И дали по 100 долларов каждый. При том, что у обоих одинаковое материальное положение. Могут ли быть у этих двоих разные духовные результаты? Да, могут. Причем, отличия могут быть весьма существенными. Допустим, первый дал эту сумму с радостью, осознавая, что ему выпала честь быть соучастником очень важного, необходимого дела (допустим, речь шла о распространении знаний Торы), и теперь в то, что будет в дальнейшем происходить, он вложил и свою долю. Понимая все это, он передавал эту цдаку (пожертвование на высокие цели) с мысленными пожеланиями (а еще лучше, если он скажет это вслух), чтобы это дело имело успех. Другой человек того же достатка дал ту же сумму — лишь бы отстали от него, не надоедали просьбами. Никаких позитивных эмоций он при этом не испытывал, оставаясь равнодушным к делу, на которое он дал свои 100 долларов. Очевидно, что на Небе результативность цдаки этих двух людей будет разной. Само собой разумеется, что в случае, когда некто дал такую же цдаку при значимо меньших финансовых возможностях, нежели у первых двух жертвователей, результат его цдаки на Небе будет оценен очень высоко.
Так что из сказанного здесь можно, полагаю, понять, что формула наших Учителей совершенно верна. И, конечно же, «работает». А вот если кто-то хочет найти жену-красавицу и получить высокооплачиваемую работу — никто никогда не обещал, что при вложении неких усилий это у него обязательно будет.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС
«… и ключи от квартиры, где деньги лежат», — Остап Бендер.