Быть евреем — значит надеяться

Продолжение.

Начало в № 804

Страдали и богатые, и бедные, и не было у евреев острого классового антагонизма. И, обращаясь к Б-гу, каждый еврей молил за весь народ: «… Дай мир, добро и благословение, милость, любовь и милосердие нам и всему народу Твоему, Израилю… (выделено мной — С. Д.). И да будет угодно Тебе благословлять народ Свой, Израиль…» (молитва «Амида»). Катастрофы и унижения, инквизиция и погромы с одной стороны и чудесное выживание — с другой научили нас одновременно всматриваться в прошлое и будущее, скорбеть, вспоминая былые страдания и верить в счастливое будущее. «Быть евреем — значит надеяться до самого конца», — говорил Симон Визенталь (1908 — 2005), известный охотник за нацистскими преступниками. Еврейский юмор спасал нас на протяжении всей нашей жизни в галуте: «евреи шутят — значит они существуют, евреи существуют — значит они шутят». Шолом-Алейхемовский «смех сквозь слезы» — отличительная черта не только ашкеназских евреев. Он очень пригодился моему «потерянному поколению». Мы сочиняли и рассказывали друг другу анекдоты, которые в устах неевреев звучали бы антисемитски. Но нам они давали силу подняться всякий раз, когда по тебе прокатывался каток советского антисемитизма. Мы не знали слов псалма «сеявшие в слезах жать будут с пением» (Псалмы, 126:5), но чувствовали их и верили в них внутренней верой. Нашим детям в Америке и в Израиле уже трудно понять этот юмор, нашим внукам он, возможно, покажется патологией.

Коллективная ответственность друг за друга (семейная, общинная, общенародная) обособила нас и отделила от других народов, как и хотел Творец, отделивший «святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, Шаббат от шести рабочих дней недели» (молитва «Благословение разделения»). Предвидя это отделение в будущем, говорил (ненавистник евреев) пророк Билам о евреях, только еще готовившихся к завоеванию Кнаана: «Вот народ, (который) отдельно живет и между народами не числится» (Бемидбар, 23:9). Две тысячи лет в галуте жили евреи изолированно, по законам Торы, не смешиваясь с местными жителями. Эта отделенность спасла нас от ассимиляции.

Союз миссии

«1 сивана 2448АМ «на 3й месяц по выходе сынов Израилевых из страны Египетской прибыли они в пустыню Синай, и разбил Израиль лагерь напротив горы» (Шмот, 19:1-2). И повелел Всевышний Моше сказать сынам Израиля: «Если вы будете слушаться Меня и соблюдать Союз Мой, то будете Мне избранным из всех народов, ибо Моя вся земля, и будете вы Мне царством священнослужителей и народом святым»… И ответил весь народ вместе и сказали: «Все, что сказал Б-г, сделаем» (там же, 19:6-8; выделено мной — С. Д.). Итак, повторим еще раз, не мы сами, но Г-сподь избрал нас из всех народов и дал нам Свою Тору, чтобы были мы царством священнослужителей т. е. несли всем народам Слово Б-га. В этом и состоит наша миссия, цель, ради которой и сотворил нас Всевышний: передать народам знание о Нем и Его повелениях. В книге пророка Иешаягу (42:1-6) читаем: «Возложил Я на него (Израиль) дух Мой, принесет он народам закон… Я сделаю тебя (Израиль) народом завета, светом народов».

Прежде всего, отметим, что Союз миссии, в отличие от Союза судьбы, доброволен. Всевышний не навязал нам его, но предложил, сказав: «Если вы будете…», предоставил нам свободу выбора. Более того, мы не были первыми. Мидраш рассказывает, что до нас Б-г обратился с этим предложением к потомкам Моава и потомкам Амона, к потомкам Ишмаэля и потомкам Эйсава. И те, и другие поинтересовались содержанием заповедей и, узнав их, ответили отказом. И только евреи дали безоговорочное согласие, даже не поинтересовавшись, о чем говорится в Законе Б-га. «Наасе ве-Нишма», — сказали они, — исполним и поймем или дословно «сделаем и вслушаемся» (Шмот, 19:8 и еще раз 24:7). Это абсолютное принятие Слова Творца вне зависимости от того, понятно или нет Его повеление — фундаментальный принцип иудаизма, основа мудрости еврейского народа. Об этом напомнил евреям Моше на берегу реки Иордан незадолго до своей смерти: «Храните и исполняйте (Тору), ибо это мудрость ваша и разум ваш в глазах всех народов» (Дварим, 4:6).

И спустя тысячелетия мы помним этот завет Моше и в молитве «Амида» на Рош Хашана и Йом Кипур обращаемся к Б-гу со словами: «Ты избрал нас из всех народов, возлюбил нас и благоволил к нам, и возвысил нас из всех языков, и освятил нас Своими заповедями и приблизил Ты нас, чтобы мы служили Тебе, и Именем Своим Великим и Святым отметил нас».

«Мои законы исполняйте…»

Наша миссия — признать Б-га, единственного Творца вселенной и дарованную Им Тору. И не просто признать Тору, но жить по ее законам и своей жизнью свидетельствовать о Творце и служить примером для других народов. Говорил Б-г, обращаясь к Моше… «Мои законы исполняйте и Мои установления соблюдайте, чтобы ходить по ним: Я Б-г, Всесильный ваш. Соблюдайте же установления Мои и законы Мои, исполняя которые, человек живет ими. Я — Б-г» (Ваикра, 18:1, 4-5).

Трижды клялись евреи быть верными Союзу миссии — договору с Б-гом: в первый раз у горы Синай на 50-й день после Исхода из Египта в 2448АМ, второй раз сорок лет спустя на берегу Иордана, когда готовились войти в Эрец Исраэль (Дварим, 29:11-12) и еще через 14 лет уже в стране Израиля в Шхеме, когда накануне своей смерти Иегошуа Бин Нун собрал всех евреев вместе, «и сказал весь народ: Да не будет того, чтобы оставили мы Г-спода…» (Книга Иегошуа, 24:16). Они делали это, по-видимому, не ведая, что Г-сподь сотворил мир на условии: Если евреи примут Тору, мир устоит. Но, если не примут, то Г-сподь возвратит всё к исходному хаосу и небытию (Талмуд, трактат Шаббат, 88а).

В союз (договор с Б-гом («брит» на иврите) вводим мы на 8 день каждого новорожденного мальчика, совершая ему «мила» (обрезание): Брит мила — это вхождение в союз со Всевышним, признание договора с Ним, заключенного нашими предками. И поэтому называем мы себя «Бней Брит» — сыновья союза (договора) и обещаем Творцу, что Дух Его и Слова Его, которые Он вложил в уста наши, не отойдут ни от наших уст, ни от уст детей и внуков наших. И молим мы Творца: «Да будет угодно Тебе Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы мы хранили в этом мире законы Твои…» (молитва «У-ва ле-Цион»/»И придет избавитель в Сион»).

Итак, Всевышний избрал нас из всех народов, чтобы передать миру язычников наше знание о том, что миром управляет не безличностный, ко всему безразличный закон, «рок», но Живой Вечный Б-г, Единственный Творец вселенной. И управляет Он Своим Творением как дистанционно, посредством законов природы, так и непосредственно, совершая чудеса, т. е., нарушая Им же созданные законы природы.

Мы избраны, чтобы передать миру идею этического монотеизма: знание о том, что человек сотворен Б-гом по Собственному образу и подобию и что, сотворив человека и дав ему свободу воли, Б-г тотчас же вступил с ним в диалог. И этот диалог между людьми и Б-гом длится с тех пор. Наши слова в диалоге — это наши мысли и наши поступки. Слова же Б-га — это то, что с нами происходит.

Мы избраны, чтобы показать народам, что у мира есть цель. И цель эта — мир, живущий по законам Б-жественной морали, которая станет всеобщей с приходом Машиаха. Тогда на Земле установится мир и справедливость, народы «перекуют мечи на орала (плуги) и копья на серпы, и не поднимет народ меча на народ и не будут больше учиться воевать… И наполнится вся земля познанием Г-спода» (Иешаягу, 2:4 и 11:9).

«Поставив такую цель- пишет Пихас Полонский (кн. «Рав Авраам-Ицхак Кук: личность и учение». Иерусалим, Маханаим — Бейт а-Рав, 2006), — евреи полностью изменили восприятие человеком истории: мир перестал быть циклическим, простым чередованием войны и мира, (в восприятии народов, например, греков — С. Д.), ибо теперь было осознано существование определенного вектора развития человеческого общества» (выделено мной — С. Д.). Уместно отметить, что, начиная с Авраама, вся Тора и, более того, весь ТАНАХ — это история евреев, Диалог Б-га с сынами Израиля.

Мы гордимся своим еврейством, возложенной на нас миссией. Гордимся, но не кичимся, и никого на зазываем в еврейство. Миссионерство нам чуждо.

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора