Когда падают башни…

17 августа 2001 мне довелось побывать на церемонии прощания с праведником. Улицы вокруг бруклинской ешивы «Тора вадаат» были запружены в основном молодыми людьми — попрощаться с ним приехали на автобусах юноши из всех близлежащих еврейских летних лагерей. Мой сынишка и так возвращался через 2 дня, мельком пересеклись. 60 лет посвятил рав Авраам-Яков Пам ешиве «Тора вадаат», последние 21 год был её главой — но знали его не только из-за этого. «Рав Пам» означало — милосердие, мудрость, скромность. И — самопожертвование ради воспитания молодых. В частности, много внимания рав уделял приобщению к Традиции выходцев из Союза. Система школ «Шуву», в которой многие из них получали базисные еврейские знания и одновременно серьёзное светское образование — создана его стараниями. Скольких «русских» он устроил в серьёзные ешивы! Ни одно крупное благотворительное начинание в стране и нередко за её пределами без него не обходилось. Всеми силами он поддерживал бедные семьи в Америке и Израиле, очень многое сделал, чтобы эффективно работал знаменитый благотворительный фонд «Рабби Меира-чудотворца». Авторитет рава Пама в американском «Совете мудрецов» был непререкаем — при том, что он никогда не повышал голоса, одевался просто, снаружи его не то, что за великого мудреца Торы, но вообще за раввина принять было нелегко. Выглядел и говорил он как обычный добрый дедушка. Один из глав израильских ешив произнёс, услышав об уходе рава Пама: «Америка потеряла Б-жественную защиту». Мы убедились в этом меньше, чем через месяц: наш друг, крупный архитектор, утверждал, что упасть башни-близнецы просто не могли, столь на диво добротно они были сделаны!..

Clip2net_200902174442hhhhhhhh

Рав Авраам-Яков Пам а-коэн родился в Видзе, небольшой деревне в Литве, в 1913 году. Отец его, рав Меир, был выдающимся знатоком Торы. В частности, он учился в колеле Хафец Хаима вместе с великими мудрецами равом Эльхананом Бунимом Вассерманом и Йосефом Каханеманом, будущим «Поневеж равом». Позже рав Каханеман некоторое время был раввином Видзе, он пригласил рава Меира читать там лекции, что и определило место рождения нашего героя. Рав Пам рассказывал, что его отец практически никогда не ложился спать: он учился, пока не засыпал от усталости, просыпался среди ночи и опять брался за учёбу. О матери рав Авраам вспоминал, что она была учёной и праведной женщиной, хорошо знала Танах и использовала его уроки, чтобы утешать обездоленных, помощью которым занималась. Особым её свойством была невозможность видеть в людях дурное, поэтому она никогда ни о ком плохо не отзывалась.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он отравился в ешиву «Слободка» в Каунасе, зачастую спал там на скамье в синагоге и — учился столько, сколько мог. Он стал частью группы молодых «матмидов», постоянно учащихся юношей, и часто бывал по субботам у рава Якова Каменецкого (1891-1985), в будущем одного из авторитетнейших законоучителей поколения, который занимался тогда в колеле при ешиве «Слободка». Отношения у них установились очень тёплые; в дальнейшем, когда сразу после Второй Мировой рав Каменецкий стал рош-ешива «Тора вадаат» (а рав Пам преподавал в ней с 1938), многое они делали вместе. В 1980 году 90-летний мудрец передал бразды (точнее, головную боль) управления ешивой 67-летнему другу — и 21 год, до своего ухода из мира, рав Пам возглавлял эту «первую истинно американскую ешиву».

Почему «американскую»? Потому что большинство учащихся, получив самую высококачественную тораническую подготовку, в дальнейшем идут в профессии, напрямую не связанные с Торой (если, конечно, такое есть в нашем мире). Европейские ешивы в основном были ориентированы на тех, кто сделал Тору «своей профессией», а для других существовала система уроков и лекций. «Новый свет», «трудовой лагерь с усиленным питанием», создал и «европейские» — как «Мир», и своего, нового стиля учебные заведения.

В 1927 году рав Меир поехал в США и, когда получил работу преподавателя в ешиве «Хаим Берлин» и раввинскую должность в Браунсвилле, через год перевёз сюда семью. С 1928 года Авраам-Яков учится в «Тора вадаат», становится ближайшим учеником рава Давида Лейбовича, внучатого племянника и воспитанника Хафец Хаима. А с 1938 он — преподаватель, организатор, еврейский общественный деятель, 70 с лишним лет своей жизни связавший с одной ешивой! В 1943 женился на Саре Бальмут — тоже одна на всю жизнь, рав почитал её, в первую очередь за милосердие и стремление поддерживать людей.

Как-то удивительно, что в диком 20-м веке рав Пам прожил «на пяточке добра»; он нёс добро, добро окружало его — и через 26 дней после его ухода дистиллированное зло ворвалось в Америку. А вы знаете, почему тогда упали 2 башни? В апреле 2001 мир покинул 96-летний рав Авигдор Миллер, ведущий «бааль мусар», учитель нравственности страны. Тоже — человек скромнейший, старавшийся не выделяться, не привлекать к себе внимания, невысокого роста, ничего в материальном мире для себя не искавший… Говорят мудрецы, слава (и сила влияния на мир) гонится за тем, кто её избегает…

Рава Пама называли: «Хафец Хаим нашего времени». Дело, конечно, не только в том, что и его отец, и он сам учились у самого главы народа или у его близких и учеников и приняли от него традицию. Хафец Хаим жил бедно и прилагал все усилия, чтобы ничего, в чём может быть хотя бы отголосок незаслуженности или кто-то из-за него получил бы меньше, не пристало к его рукам. Оба они посвятили жизнь передаче Торы и воспитанию учеников. Ну и есть нечто, их роднящее, что трудно сформулировать… наверное, никто не мог бы, при всём злом воображении, заподозрить этих людей в чём-либо недостойном.

А теперь несколько уроков от рава Пама. Юноше, искавшему себе невесту, рав сформулировал: «в еврейском доме должны быть 3 главные вещи — Тора, святость и радость.

Рав был у стоматолога и заметил: «Какая хорошая у Вас работа — Вы стольким людям помогли! — Да, но главное для меня всё-таки заработок, а возможность помогать людям — это приятный бонус к нему. — Лучше наоборот: приятным бонусом пусть будут деньги, а главной целью — помогать людям иметь здоровые зубы.»

Рав Пам написал однажды, что человек может сблизиться со своими любимыми в мире вечном благодаря дорогим подарком. «Когда ты говоришь кадиш, душа усопшего знает, что о ней помнят — это как открытка от любимого. Более высокий уровень любви и заботы — учить в память об ушедшем Мишну, это как письмо. Самое лучшее — когда человек делает доброе дело в заслугу ушедшего. Это как посылка, полная всяческими богатствами, которым в полной мере могут радоваться только в мире истины.»

Поколение Потопа было стёрто, Создатель совершил жёсткую переустановку системы, уничтожив всё прежнее. Тора называет причины: мир наполнился развратом и грабежом. Люди перешли все возможные границы — и Всевышний стёр границу, защищавшую сушу от воды. Талмуд даёт странный комментарий: «Поколение Потопа стало испорченным из-за великого благословения, которое Б-г ему даровал». Рав Пам поясняет, что ключ к разгадке можно найти в самом имени Ноаха (Ноя): «ноах»означает: «лёгкий, приятный» — от глагола «лануах» — отдыхать или «ленахем» — утешать. Его отец Лемех увидел в пророческом откровении, что сыну суждено изобрести сельскохозяйственные орудия («этот утешит нас от… труда рук наших над землёю, которую проклял Б-г» — земля была проклята в результате греха Адама). До изобретений Ноаха люди были вынуждены трудиться до ночи, чтобы просто поесть, у них не было времени для отдыха. Плуг и прочее сделали работу много более лёгкой и производительной, в этом и состояло то «великое благословение», которое имеет в виду Талмуд. Прогресс дал людям больше свободного времени и новые возможности, это было подарком, который можно было использовать конструктивно и осмысленно, обрести духовный подъём и радость. Но увы — дело завершилось абсолютным падением нравов. Я надеюсь, мудрец не намекает на наши времена?..

13a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 4,67 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Арье Юдасин

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора