Грех, возведенный в закон

В начале этого раздела, содержащего 41 заповедь, Моше велит евреям назначать судей и надсмотрщиков. Категорически запрещены даже минимальные взятки должностным лицам. Нельзя сажать деревья вблизи храмового жертвенника и ставить «столбы» по примеру идолопоклонников. Животные с пороком не годятся для жертвоприношения. Еврей, призывающий других служить идолам, приговаривается к смерти — «по словам двух или трех свидетелей». Все вопросы, на которые нет ответа в Торе, решаются Сангедрином, высшим юридическим и законодательным органом еврейской власти. В отсутствии Сангедрина и Храма обязательные для всех постановления выносят раввины, знатоки Торы. Дана заповедь: «Когда придешь ты в страну,… то из среды братьев своих поставь над собой царя». Еврейскому царю позволено иметь ограниченное число жен и личной собственности. Царь должен написать два свитка Торы и один из них всегда держать при себе. Коэны и левиты не получают земли в Эрец-Исраэль — их материальные нужды обеспечивают другие колена. Запрещены все виды «неконвенционального» общения с духовными средами: колдовство, гадания, заклинания, астрология, спиритизм, которые подменяют прямую связь с Творцом. Б-г обещает посылать евреям пророков, которые будут сообщать Его волю; Моше объясняет, как отличить настоящих пророков от самозванцев. Придя в Эрец-Исраэль, надо выделить города-убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство и спасающихся от мести родственников погибшего. Но тому, кто нарочно убил человека, в убежище будет отказано. Тора запрещает красть чужую недвижимость: «не отодвигай межи ближнего». Суд не принимает решения по показаниям только одного свидетеля. Злонамеренный свидетель, пытавшийся оговорить невинного человека, получает то наказание, какое он задумал для своей жертвы. Прежде, чем приступить к военным действиям, надо предложить мир противнику, но если он упорствует, «то перебей всех мужчин его острием меча». Нельзя рубить плодовые деревья при осаде вражеской крепости. Если на ничейной земле найден неопознанный труп, старейшины ближайшего города режут «телицу», омывают над ней руки и торжественно клянутся, что их сограждане не причастны к смерти этого человека.

***

«А человек, который поступит злонамеренно, не слушаясь коэна… или судьи, умереть должен человек тот. Искорени же зло из Израиля! И весь народ услышит, и ужаснется, и не будет злонамеренно поступать впредь» (17:12-13).

Речь идет о том, что евреи в каждом поколении должны слушаться «коэнов, левитов и судей» (в наше время авторитетных раввинов) во всех вопросах жизни и религии. Преднамеренное ослушание карается смертью.

Акедат-Ицхак (рабби Ицхак бен-Моше Арама, XV в., Испания) писал, что жители Сдома были столь сурово наказаны (весь город был уничтожен вместе с людьми природной катастрофой), потому что они не просто совершали тяжкие грехи, а возвели свои преступные действия в закон. В отличие от других грешников, Б-г не дал им шанса на раскаяние. В Сдоме, как известно, каждое злодеяние становилось законом, и от жителей требовали его «соблюдения», а тех, кто отказывался, безжалостно наказывали по суду. Сдомитяне получили наказание по заслугам, Ведь если грех становится утвержденным принципом, шансы на исправление сводятся к нулю.

И по той же самой причине, объясняет рав Йосеф-Шауль Натанзон, Тора предельно строга со «строптивым старцем» (закен-мамре). Речь идет о знатоке Торы, отступившем от авторитетного толкования Торы Сангедрином. В эпоху Сангедрина такое отступление считалось тяжелейшим преступлением, за которое полагалась казнь через удушение. Закон этот основан на том же постановлении, что надо слушаться коэна или судью, из нашего раздела (Дварим, 17:8-13).

Согласно Талмуду, имеется в виду не просто старейшина, отказывающийся поступать по решению коэна или судьи, а официальный законодатель в городе, судья или член «малого» Санхедрина (состоявшего из 23 человек, который существовал в каждом городе) или даже человек, который считался наставником по своим знаниям и возрасту.

Действуя наперекор высшему судебно-законодательному органу еврейской власти, «закен-мамре» фактически превращал грех в Галаху, точнее, Галаху в грех.

Доверяй, но проверяй

«Прямодушным будь пред Б-гом» (18:13).

РАШИ объясняет, что мы должны относиться к Б-гу с беззаветной преданностью: не пытаться заглянуть в будущее, а уповать на Всевышнего, полностью довериться Ему и принимать с любовью и готовностью все Его решения. Однако это указание относится только к нашим отношениям с Б-гом, поясняет Хафец-Хаим, — но отнюдь не к отношениям с другими людьми. Хотя нам заповедано любить ближнего, как самого себя, т.е. проявлять чуткость и отзывчивость, осторожность и проницательность тоже не помешают. Примером может служить наш праотец Яаков. Тора называет его «иш там», прямодушным, честным человеком. Но когда надо, он умел хитрить и плести интриги, например, в отношениях со своим братом Эсавом и дядей Лаваном.

Однажды к Хафец-Хаиму обратился с жалобой его бывший ученик, знаток Торы. Он решил заняться бизнесом, но стал жертвой обмана и потерял все деньги, вложенные в дело. Хафец-Хаим внимательно выслушал его и, прежде чем ответить, напомнил вышеприведенный стих. «Находясь в иешиве, — добавил он, — вы привыкли к простым и доверительным отношениям, к «прямодушию с Б-гом». Выйдя в большой мир, вы ошибочно решили, что точно так же надо вести себя и с другими, не знакомыми вам людьми. Это была серьезная ошибка. Тора не зря предупреждает: «Прямодушным будь пред Б-гом…» — но с не людьми».

Нет, вы слышали?!

«Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коня и колесницу…, пусть не трепещут ваши сердца; не бойтесь, не паникуйте и не падайте духом перед ними. Ибо Б-г, Г-сподь ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, чтобы спасти вас» (20:1, 3-4).

В этом стихе содержатся четыре предупреждения: «Пусть не трепещут ваши сердца; не бойтесь, не паникуйте и не падайте духом перед ними», которые, по словам РАШИ, соответствуют четырем приемам устрашения противника, которыми цари-идолопоклонники пользовались во время войн.

«Пусть не трепещут ваши сердца» — от топота и ржания боевых коней; «не бойтесь» — когда солдаты вражеской армии грозно стучат щитами; «не паникуйте» — от звука их боевых труб; «и не падайте духом перед ними» — от их устрашающего клича.

Другой комментатор Ибн-Эзра дает более конкретное объяснение трем последним предостережениям: «не бойтесь» — не дайте страху овладеть вами; «не паникуйте» — не убегайте в панике с поля боя; «и не падайте духом перед ними», потому что сломленный страхом воин не может хорошо воевать — у него опускаются руки, и он становится легкой добычей противника. Все эти варианты страха вызваны звуком. Звук впечатляет и будит воображение. Он несет в себя загадку. В отличие от зрительной картины, звук не дает ясного представления о том, насколько реальна угроза и что собой она конкретно представляет: скрип двери в старом заброшенном доме; свист ветра в оконной щели; многократно отраженное эхо в горах. Все это лишь звуки, но они способны парализовать нас страхом; от них душа уходит в пятки. Ибо звук создает образ. Он намекает и вынуждает строить догадки. Слыша звук, человек пытается понять его, придать ему смысл, узнать, что за ним скрывается. Звук — это неведомое, а неведомое всегда страшит.

Зрительная картина ясна и понятна; она не дает простора воображению. Когда евреи поклонялись Золотому тельцу, а Моше получал в это время Тору на горе Синай, Б-г велел ему немедленно вернуться в стан и увидеть своими глазами, что там происходит. Если бы Б-г просто сказал пророку, неужели Моше не поверил бы Ему? Если не верить Б-гу, кому вообще можно верить?

Нет, дело не в вере. Б-г хотел, чтобы Моше своими глазами увидел, как его народ предается оргии идолопоклонства. Потому что нельзя сравнить зрение и слух. Вид, изображение дают ответы на все вопросы. А в звуке скрывается пугающая загадка, неопределенность, способная вселить трепет даже в сердца отважных воинов.

14a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора