Нынешнее американское общество больно поисками равенства. Неравными оказались все: белые и чёрные, мужчины и женщины, гетеросексуалы, геи и импотенты, умные и глупые, и даже каждый глупец глуп по-своему. А должны — одинаково. Хотя по какому такому закону должны — непонятно.
Недавно Конгресс США принял «Закон о правосудии в полиции» имени Джорджа Флойда. Это интересная идея — присваивать законам имена. Закон уравнения граждан Америки, ещё не записанный, но уже действующий, следует именовать законом имени Прокруста. Тот укорачивал длинных и растягивал коротких. А как быть с неравномерно распределённой тупостью? Решение нашёл президент Буш-младший. Закон реформирования школьного образования 2002 года он назвал: «Ни одного отстающего ребёнка». Что означало: программы должны быть рассчитаны на последнего тупицу. Многочисленные жертвы этого закона сейчас составляют ряды демпартии США, а также «Антифы» и BLM.
Идея равенства тщетна по сути. Можно законодательно уравнять ум и глупость, предоставить мужчинам право на оплаченные аборты, как обещал на последних демократических праймериз в случае своей победы бывший обамовский министр Хулиан Кастро, уравнять культуры и заставить людей слушать тамтам вместо Моцарта, но невозможно уравнять эпохи разных поколений. Об этом главном и неисправимом неравенстве у Александра Кушнера:
Ты себя в счастливцы прочишь, А при Грозном жить не хочешь? Не мечтаешь о чуме Флорентийской и проказе? Хочешь ехать в первом классе, А не в трюме, в полутьме? История человечества неравномерна, жестокие времена сменяются ещё худшими, иногда оставляя небольшой зазор. Перебирая исторические пласты, я пытаюсь припомнить счастливое поколение евреев, а также народов, среди которых мы жили. Это, конечно, не рабы в Египте, не скитальцы в пустыне.
Поселившись в Стране Израиля, евреи вели постоянные войны с желавшими нас поработить. Этим, возможно, объяснялся обычай многожёнства — воевали тогда только мужчины, и после каждой кампании наблюдалась их сильная нехватка.
Был у евреев мирный период — 40 лет правления царя Шломо. Царь был великим строителем: возвёл Первый Храм, свой дворец, кое-что ещё: «И царь Шломо наложил повинность на весь Израиль, повинность же составляла тридцать тысяч человек. И посылал он их в Леванон по десять тысяч в месяц попеременно: месяц они были в Леваноне, два месяца в доме своем… Еще было у Шломо семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменотесов в горах» (Книга царств 1, 5:27-29). Не жизнь, а каторга.
После смерти Шломо 10 из 12 колен Израиля, не вынеся непосильных налогов, отделились в Северное царство, но завоёванные вскоре ассирийцами были изгнаны и растворились в мире. В Южном царстве — Иудее, когда не напирали внешние враги, евреи воевали между собой. Хотя ту жизнь безмятежной не назовёшь, мы грустили о ней следующие 18 веков бедствий рассеяния. Мир не был приветлив к нам. Да и к себе. В Европе жестокие римляне наслаждались боями гладиаторов, пожиранием христиан дикими зверьми на арене Колизея. Потом римлян завоевали дикари — гунны да вандалы. Европа прошла через эпидемии чумы и проказы, помянутые в стихе Кушнера, через войны — 100-летнюю, 30-летнюю, 7-летнюю, массу других. В процессе этих бед целые регионы континента становились безлюдными. Страны постоянно изгоняли евреев, зверствовали крестоносцы и казаки, вырезавшие наши общины. На время евреи нашли убежище в Польше, но после трёх её разделов в конце XVIII века основная часть евреев оказалась подданными российских императоров.
Россия традиционно евреев не привечала. Два её царя — Иван Грозный и Елизавета — издали законы, запрещавшие евреям находиться на её территории. Но с 1762 года — после смерти Елизаветы, начиная с воцарения Петра III и Екатерины II, в России стали царствовать немцы. Эти, приобретя Польшу с её евреями, ввели множество антиеврейских законов, но находиться в их империи нам позволили. Российская империя была сработана немцами. Система власти, государственная бюрократия, школьное и высшее образование, даже грамматика русского языка — всё было созданием переселившихся туда немцев. Лишь ненависть к евреям была с незапамятных времён. В начале ХХ века примерно половина российских евреев бежали от погромов в Америку.
Октябрьский переворот 1917 года избавил Россию от немцев, передав власть народу. Николая II с императрицей, четырьмя царевнами и больным царевичем народ расстрелял, а их семерых родственников в Алапаевске живыми сбросил в шахту. Застрелили и Михаила Романова, формально последнего императора России. Если в погромах при власти Романовых погибли сотни евреев, то народная власть уничтожила десятки и сотни тысяч. В Европе нацистский режим, при широком сотрудничестве с другими, убил 6 миллионов евреев. Евреи, уехавшие в начале века в Америку, прошли через долгие тяжёлые годы Великой депрессии, завершившейся лишь в ходе Второй мировой войны.
Тут мы подходим к моему поколению бэби-бумеров, возможно, единственному счастливому поколению в истории. Мы не знали тяжёлого военного детства, как наши старшие братья и сёстры. На нашем веку не было серьёзных войн. Мы не испытали реального голода. В годы моего раннего детства (я родился в 1947 году) мы слышали слова «космополитизм», «врачи-отравители», но о нереализованной угрозе, нависшей тогда над советскими евреями, узнали лишь повзрослев. Многие из нас в СССР получили хорошее образование — спасибо создавшим его структуру немцам. Моя первая учительница начала учительствовать ещё при царском режиме. Университетские и вузовские профессора сохраняли старые традиции. А ещё для детей в больших городах существовала чудесная сеть Домов пионеров, позволявших нам искать своё призвание.
Образование и наука в СССР рассыпались во второй половине 70-х, когда старых профессоров и преподавателей полностью заменили советские образованцы. Коллапс СССР мне точно предсказал в начале 80-х годов выдающийся физик, ученик академика Гинзбурга, как и я, отказник Лёня Озерной. Уходят учёные поколения Королёва и Туполева, объяснил он, а при советских партийных выдвиженцах в стране рухнут технологии, и страна умрёт. Это вскоре и произошло.
Евреи бэби-бумеры, покинувшие СССР, оказались востребованы миром. Наша эмиграция проявила себя самой успешной в истории США. Технологические успехи Израиля, его удивительные стартапы — признано израильским руководством — тоже связаны с хорошо образованной советской алией.
Но передышка, которую взяла для нас история, заканчивается. Россия формально является свободной страной: экономическая свобода, религиозная, свобода передвижения, прессы, конвертируемая валюта. За попытки обрести это в советские времена расстреливали или отправляли в ГУЛАГ. Но три поколения отрицательной селекции населения и вытравливания из него нормальной человеческой морали не прошли бесследно. Удастся ли россиянам обрести эту мораль вновь — вопрос для будущего. Европа не перенесла своей вовлечённости в Холокост: на континенте умерла религия, увяла сексуальная мораль, полным ходом идёт демографическое вырождение. Западную, более успешную его часть, заселяют африканские и мусульманские переселенцы.
Неожиданно крушение Америки, которому я посвятил свои последние эссе. От нашей цивилизации остаётся только мой ровесник Израиль — государство бэби-бумер: 29 ноября 1947 года ООН принял решение о его создании, и через 4 с половиной месяца после зачатия — 14 мая 1948 года, в день окончания британского мандата на Палестину, независимый Израиль родился.
Парадоксальным образом Израиль движется противоположным курсом ко всей западной цивилизации. В начале ХХ века страны этой цивилизации были поголовно религиозны и безоговорочно капиталистичные. В это время евреи-атеисты из Европы, в первую очередь из Российской империи, создавали в западной провинции Оттоманской империи — Палестине социалистический ишув. Его сельскохозяйственные коммуны «кибуцы» были и остаются единственным в истории долгоживущим добровольным коммунистическим образованием. Вся промышленность в Израиле поначалу принадлежала объединённому профсоюзу.
Сегодня утратившая религиозность деградирующая Европа пробует разные модели социализма. Молодёжь США (эта группа по принятой ныне мерке включает всех до 40 лет) в большинстве своём разделяет веру в марксизм в коктейле с его разнообразными извращениями. И только Израиль, верящий в Бога (религиозность его населения постоянно растёт), здоровый демографически, развернулся к капиталистической экономике.
Поколение — вещь быстро проходящая. Моя семья постоянно убегает от её лимитов — в 1986 году мы вырвались из СССР незадолго до его коллапса. Полтора года назад покинули Соединённые Штаты, и сейчас я издалека наблюдаю их закат. Надеюсь, в ноябре окажутся ложными все опросы, и Трамп переизберётся, но сможет ли он остановить дикость, стремительно поглощающую страну?
Остаётся бэби-бумер Израиль. Население его напоминает молодую шумную и бранчливую семью. Как дети в таких семьях имеют обыкновение ссориться, так сейчас левая и правая молодёжь устраивают по ночам демонстрации с потасовками. Левые демонстранты часто выступают в карнавальном обличии. Из-за вируса в масках, в принципе, должны ходить все. Это наводит на воспоминания о продолжавшихся по полгода венецианских карнавалах, которые могли совпасть и с «чумой флорентийской». Нынешние карнавалы не то чтобы весёлые. Недавно в газетах напечатали фото окровавленного левого демонстранта. Суд быстро освободил его обидчиков — полиция предоставила съёмку, показывающую, как пострадавший задирался сам.
Левые — останки долго доминировавших в Израиле социалистов, с анархистскими черными флагами (очевидное влияние американских хунвейбинов «Антифы» и BLM) еженощно требуют отставки премьера Нетаниягу, как будто тот не выиграл недавно выборы. Это удивляет, поскольку израильтяне чрезвычайно горды своей демократией и часто её поминают.
Я, правда, не уверен, есть ли им чем гордиться. Нелепее израильской системы власти не придумать. Вот где могли бы пригодиться методичные немцы или хотя бы немецкие евреи! А так…Партию в Израиле, кроме пары крупнейших, проводящих праймериз, собирает перед выборами известная в стране персона. Лиц, входящих в его список — соседа по даче, тренера по каратэ, может не знать никто. В начале 90-х двоих таких «партийцев» (один оказался ещё и иранским шпионом) включил в свой список популярный правый генерал Рафуль Эйтан. Те в 1995 году за взятку перебежали к социалистам и обеспечили им принятие их чудовищного договора с Арафатом «Осло2», стоившего евреям сотен жизней.
Пятая часть избирателей в Израиле — арабы, посылающие в Кнессет партии, поддерживающие террористов и разрушение страны, иногда откровенных шпионов. Если наступит относительное равновесие левых и правых, эти партии приобретут огромное влияние. На них, в погоне за властью, готовы опираться левые — понятно, не бесплатно. Такое почти случилось на последних выборах. К счастью, генерал Ганц в последний момент расколол оппозиционную партию, присоединил свою фракцию раскольников к Ликуду, и тем спас страну. Это было тем более неожиданно, что единственным пунктом программы Ганца было смещение Нетаниягу с его поста. Народ подвиг Ганца не оценил, и сейчас его партия, по опросам, стремительно теряет популярность.
Люди бэби-бумеры уже немолоды. Но страна бэби-бумер молода. У неё, по теории рабби Лапина, которую я пересказывал в своём прошлом эссе, в запасе ещё 7 поколений. Достаточное время, чтобы разрешить проблемы — модернизировать модель власти, реформировать ущербную судебную систему, может быть, даже принять Конституцию. После этого можно будет по российскому образцу обнулить время и начать отсчёт заново.