Коллизия проста: Тверской районный суд стал на сторону Генпрокуратуры, подтвердив запрет на выдачу информации об 11 советских прокурорах — членах сталинских троек.
Как известно, именно пресловутые тройки и были той главной машиной репрессий, когда фальсифицированные дела рассматривались за пять минут; именно они, эти тройки — авторы расстрельных приговоров и знаменитых «10 лет без права переписки», что и было маскировкой расстрелов. Напомним, что за годы работы троек и при их участии, были репрессированы более миллиона человек, а более 700 тысяч (!) расстреляны.
Информацию о прокурорах-убийцах требовало общество «Мемориал». Это было необходимо для исторического справочника, который готовился совместно с несколькими госструктурами. Однако прокуратура заявила, что имена нельзя раскрывать без согласия наследников, что будут распространяться сведения, порочащие людей, так как по этим прокурорам-убийцам нет обвинительных решений суда. На что «Мемориал» весомо возражает — суть истории — фиксировать все поступки.
Конечно, поступок суда возмутителен, но дело сложнее, чем видится на первый взгляд. Они ведь действительно не осуждены судом, эти сталинские прокуроры. Хрущёв был их коммунистическим братом и ХХ съезд посвятил развенчанию исключительно Сталина, да и по нему нет приговора, так как не было суда. Брежневы-черненки-андроповы сами были плоть от плоти той самой репрессивной машины, так что о массовых судебных процессах над убийцами и речи не было.
Потом появился Ельцин, у которого тоже духу не хватило поставить юридическую точку в сталинизме: боялся просталинских настроений в обществе и бунта коммунистов, хотя это был единственный момент в современной истории России, когда, вслед за падением памятника Дзержинскому, можно было очистить страну от преступников его ведомства.
Ну а потом к власти пришёл Путин — представитель того самого ведомства, и всё заморозилось на двадцать лет. Не думаю, что Путин внутренне оправдывает сталинских убийц, однако ему устраивать чистку его бывших коллег ни к чему. Он не ставит на своё место памятник Дзержинскому, но и не выносит из Мавзолея тело Ленина. Он сторонник «бега на месте», про который Высоцкий сказал: «Бег на месте — общепримиряющий».
И действительно, наблюдается «красота среди бегущих».
Однако нужен ли суд над сталинскими палачами? В идеале -безусловно. Погибли сотни тысяч людей, кто-то же должен ответить за их гибель, пусть даже после смерти.
Будет ли подобный суд в России? Сомневаюсь. И не только потому, что Путин считает это ненужным волнением общества, а самого Сталина — создателем великой советской империи. Но еще и потому, что время подобного суда, как кажется, безвозвратно ушло, и справедливость в этом вопросе перестала быть актуальной для граждан. За двадцать путинских лет общество разучилось задавать вопросы, потеряло преемственность в запросе исторической справедливости.
Ну кому сейчас интересен Сталин? Скажу вам честно, даже мне не интересен. Вокруг коронавирус, холодная война Америки и Китая, война с Украиной, в летний отпуск надо съездить. Я не шучу! Вот отпуск на носу, а все страны закрыты. Какой тут Сталин и его прокуроры?!
Но оправдывает ли коронавирус запрет доступа «Мемориала» к документам? Конечно же, нет!
У историков своя работа — восстановление исторической правды, и им никто не должен мешать.
Жаль только, что и в правдивой истории сейчас никто не нуждается.
echo.msk.ru