Ницан Кейдар
Прошло всего две недели июля, и слово *суверенитет* ни разу не прозвучало на заседаниях правительства. Предложение законопроекта по этому вопросу, которое Смотрич уже выложил на рабочий стол Кнесета, совершило обратное действие и только усложнило дальнейшие шаги правительства Нетаниягу. * Вместо того, чтобы создать правительство чрезвычайного положения, которое должно заниматься действительно серьёзными вопросами, стоящими перед Израилем, ликудники тратят свои душевные силы на то, чтобы Айелет Шакед не была избрана в Комиссию по назначению судей.
В ПОВЕСТКЕ ДНЯ, где-то между *короной* и политическими спорами, проблема суверенитета всё более уходит из глаз израильской общественности. Когда каждый день более тысячи израильтян заражаются короновирусом, и число больных постоянно увеличивается, когда ежедневно число потерявших работу превышает число возвращающихся к работе, израильтяне главным образом заняты повседневными делами.
Недавно американские официальные лица передали нашему главе правительства Нетаниягу чётко и ясно очень важное сообщение касательно всех аспектов *сделки века*, но многим американцам не нравится, что президент Трамп занят гораздо более важной борьбой. Непросто не выразить изумления, если опубликование и отклики на это сообщение таки не дойдут до главы правительства, или до правого сообщества, которое желает и действительно нуждается в суверенитете.
Нетаниягу использует любой возможный повод, чтобы уклониться от провозглашения суверенитета. Несомненно, данный момент, тот самый *исторический момент*, о котором он говорил, уже упущен.
В тот момент, когда Джаред Кушнер завладел беседой с американской стороны, о том, что у суверенитета есть цена – признание *палестинского государства*, и зона *С*, которой Нетаниягу обязался заниматься иным образом.
И это в последнее время не единственный случай, когда глава правительства действует против того, что сам же провозглашал. На прошлой неделе он предотвратил создание Комиссии по расследованию противоречия интересов среди судей БАГАЦа, после того, как годами выступал с нападками на суд и его ветви.
Стоит отметить, что Нетаниягу сегодня сожалеет, что не приложил чуточку больше усилий, чтобы ввести правые партии в коалицию. Наносимые удары на этой неделе по ликудному крылу стали перманентным ущербом, в том числе и правительства в вопросе, кто более подходит в управлении *кризисом короны*, Нетаниягу должен поглубже приглядеться к себе лично и попытаться понять, в чём он ошибается.
Как раз в Ямине, похоже, могут быть довольны, что сейчас они находятся там, где оказались. Они стоят у ворот, выражая свой протест, предлагая свою помощь, и бросают правительству вызов по всем направлениям.
Следующий вызов — это совместный законопроект депутата Бецалеля Смотрича из оппозиции и депутата Хаима Каца из коалиции (Ликуд), распространить израильский суверенитет на Иудею и Шомрон.
Законопроект интересен именно потому, что он списан с решения Центра Ликуда, и его-то Нетаниягу будет очень непросто проигнорировать, также и потому, что один из предложивших его – председатель Центра Ликуда, обладающий реальной политической силой в партии.
Согласно этому предложению, суверенитет должен быть распространён на всю территорию, занятую поселениями, не исключая и не оставляя в стороне ни одного из них. С этой стороны в предложении отмечается создание механизма сохранения мест, не охваченных суверенитетом, чтобы предотвратить арабский или международный захват территорий в зоне *С*, которые пока что останутся вне карты суверенитета.
Вышеупомянутый механизм будет задействован для недопущения незаконного *палестинского* строительства на местности, для ликвидации преступных сельхозработ или захвата путём развёртывания инфраструктуры, а также для предотвращения любой деятельности международных организаций без разрешения правительства, а также для продвижения упоорядочения земельных участков, включая и район, оставшийся за пределами карты сельскохозяйственных угодий или лесопосадок.
Законопроект не игнорирует *палестинцев*, он учитывает гуманитарные нужды жителей зоны *С*, не являющихся гражданами государства Израиля. Он устанавливает правила и ограничения для продвижения программ строительства для этих жителей, подпадающих под разрешение кабинета по государственной безопасности. Чтобы избежать возникновения проблем, именно Смотрич, член оппозиции, первым подписал законопроект, а не депутат Кнесета Кац. Таким образом коалиция уже не сможет снять законопроект с повестки дня.
Исходная точка предложенного законопроекта такова, что если, как можно ожидать, Нетаниягу и попытается торпедировать это предложение или нанести ему урон, сам вопрос суверенитета бросит ему вызов и уже окажется на общественной повестке дня. Большинство депутатов Кнесета от Ликуда были рады продвинуть этот закон, но никто из них не поднял до сих пор за это руки.
Кстати, интересно посмотреть, каким образом они поведут себя, если этот закон будет представлен в Кнесете. После того, как некоторые из них испытали замешательство, когда этот закон предложил Смотрич, голосование против или воздержание при голосовании этого закона, — цель которого: распространение суверенитета на территории Иудеи и Шомрона, — была бы по сути своей деянием против принципов, исповедуемых большинством ликудников.
«Когда ты принимаешь всерьёз происходящее, совпадающее с идеей самого Нетаниягу и с решением Центра Ликуда, очень непросто ей противостоять. Предложение законопроекта даёт ответ на провалы, раскрывшиеся при предложении о суверенитете, как оно было представлено»,
— поясняет нам депутат Кнесета Смотрич.
Но очевидно, у Нетаниягу это вызовет сильное замешательство. И что же он сделает? Скорей всего, предпочтёт смягчить само предложение упомянутого закона как правительственного, формирование которого будет продвигаться с черепашьей скоростью, после чего он сам позаботится о его смягчении. Проблема в том, что для такого желательного шага надо выдвинуть этот нужный нам законопроект для получения согласия от (союзной по коалиции) партии Кахоль-Лаван.
Кроме этого, вызывает немалое сомнение тот факт, что Нетаниягу – да, говорил о суверенитете, но воплощать сам этот закон будут совсем другие люди.
Предложение законопроекта уже на столе. Логично предположить, что избавления от необходимости дать обещание, о которых просили Смотрич и Кац, они уже не получат. Скорей всего, коалиция приложит все старания, чтобы затормозить этот закон на пути его продвижения. Вместе с тем, учитывая большую важность вопроса о распространении суверенитета и его нынешнее большое значение в общественном мнении, сам по себе этот процесс делает доброе дело.
ОБМЕН УДАРАМИ, которые имели место на этой неделе между Ликудом и Кахоль-Лаваном, как одна из самых больших вероятностей, свидетельствуют о проблеме с взаимопониманием в правительстве единства. Проблема, которая может в момент привести к расколу правительства, а то и совсем наоборот, самым ироническим образом, способствовать его длительному выживанию.
Известные нам клише говорят о правительстве единства, как *о правительстве национального паралича*.
В период КОРОНЫ правительство никак не может пребывать в состоянии паралича, но основное занятие его возглавляющих в эти самые дни – это мелкая политика (точнее было бы сказать – политиканство! – прим.перев.) Критика этого обстоятельства натыкается на такую вот реакцию. Один из высших чинов в Ликуде выступил против одного из высших чинов в Кахоль-Лаване – и наоборот. Ликудники слишком увлечены политическими опытами. Это имело место при борьбе против избрания Айелет Шакед в Комиссию по назначению судей и в Комиссию по назначению судей в религиозных судах.
До чего же дошла мелочность в Ликуде, если там завербовали сторонников Мерав Михаэли — все всякого сомнения, из тех, кто не продвигал повестку дня вроде их собственной, главным образом для того, чтобы оставить Шакед без ничего. Было только одно заявление, чтобы общественность подумала кое о чём, а за кулисами делали нечто совершенно противоположное.
А пока что Нетаниягу крепко держит руль в правительстве единства, но кажется, что с ним рядом сидит лоцман из рядов Кахоль-Лаван, каждый раз вынуждающий делать повороты в желаемую его партии сторону. Если мы говорили о сомнении, с которым он может столкнуться в законе о суверенитете, то, Нетаниягу сталкивается с целым рядом проблем именно с партией Кахоль-Лаван. Он-то думал, что при их такой связи он оказывается наверху. А между тем есть основание полагать, что в течение последних недель именно Кахоль-Лаван, — со своими 15-ю депутатами! — командует парадом в правительстве, но не Ликуд – с вдвое большим количеством депутатов.
Ликуд находится в самой настоящей ловушке. Его водит за нос другая партия, но он на самом деле не в состоянии хоть что-то с этим поделать.
Выборы? Может быть, Нетаниягу и мечтает о них…
Распустить правительство с помощью КОРОНО-КРИЗИСА, может быть, поставив новый личный рекорд, принять решение, которое часть общественность из числа его сторонников не сможет переварить…
А между тем, даже если ему очень хочется, решения экономических проблем во время кризиса недостаточно, и борьбы за оздоровление недостаточно. Тот, кто взял всё это в свои руки, когда надо давать кредит, тот и должен принять на себя всю критику за всё им сделанное.
*Волшебник с улицы Бальфур* сейчас отчаянно нуждается в одном из кроликов, чтобы вернули его на полагающееся ему место – с точки зрения *волшебника*.
А пока что каждый раз, когда он пытается что-то извлечь из шляпы, он обнаруживает, что партия Кахоль-Лаван оставила ему пустую шляпу.
Неужели не осталось более *волшебников при шляпе* у Нетаниягу, которые могли бы вытащить Ликуд и его самого из этого правительства единства, которое на данный момент выглядит как источник неудач?
Для Нетаниягу на самом деле всё возможно, но на сей раз, похоже, что необходим некий новый фокус, поистине совершенно новый, чтобы полностью изменить всю ситуацию.
Источник на иврите — Аруц шева
Перевод Фанни Шифман — авторский блог
Июль 2020