Переходы

«В движенье мельник жизнь ведет, в движенье»

Вильгельм Мюллер. Из цикла «Прекрасная мельничиха»

***
«Иди против ветра, на месте не стой.

Пойми, не бывает дороги простой!»

Юрий Энтин, из к/ф «Приключения Электроника»

Очередная недельная глава Торы называется «Масэй» — «Переходы», и в начале ее очень скрупулезно перечисляются все сорок два перемещения от стоянки к стоянке, которые совершили евреи за сорок лет скитания по пустыне.

По этому поводу у мудрецов возникает сразу несколько вопросов.

Во-первых, а чего это нашим предкам не сиделось на одном месте? И даже если учесть тот факт, то они сворачивали палатки не по собственной воле, а по желанию Творца, то тогда переадресуем вопрос Ему: зачем было людей-то гонять? С беременными женщинами, грудными младенцами, умирающими стариками и бесчисленным скотом? Сидели бы себе все сорок лет. А надоело бы, так переместились разок-другой. Но сорок два раза?! Не перестарался ли тут Кто-то?

Во-вторых, зачем было так подробно расписывать все временные лагеря в пустыне и сохранять в веках название каждого? Опять же, надо было простенько, учитывая постоянное стремление текста Торы к чеховскому идеалу («краткость — сестра таланта»), упомянуть, что, мол, пересекли пустыню вдоль и поперек — аж тошно стало.
В-третьих (и это самое главное), так как буквально слово «Тора» переводится как «указание» (в смысле, не просто лихо закрученный сюжетец, а именно указание к действию), то в чем, собственно, цимес? То есть чему конкретно мы — нынешние читатели данной главы — должны из всего вышеперечисленного научиться?
Начнем с последнего.

Научиться есть чему. Ибо, будучи прочитанной на символическом уровне, обращенном к каждому из нас, Тора в данном отрывке пытается донести до нас следующую, несложную, на первый взгляд, но очень важную мысль: нельзя стоять на месте!

В Каббале, где каждому виду творений дано свое наименование: минералы — «неподвижные», растения — «растущие», животные — «живые», человек обозначен как «идущий».

«Идущий» — вслушайтесь в это слово, ибо в нем суть нашей жизни. А если не суть, то тогда вообще жизнь ли это?
Еврейские мудрецы говорят, что человек по природе своей не может быть статичным. Если он не идет вперед, то значит, ползет назад. Если не развивается, то деградирует.

Точно так же, как бьющееся сердце, человек в движении постоянно. А вот в каком направлении он движется, это зависит только от него самого.

Угомонись, останься довольным своим нынешним статусом, откажись от дальнейшей учебы, борьбы, страсти, и все, конец — ты потеряешь и то, чего сумел достичь.

Откажись от мечты, амбиций, нерешенного уравнения — и ты уже не человек, ибо человек это только идущий: из песни (Торы) слова не выкинешь.

И даже ангелы (это для тех, кто верит в ангелов) считаются в еврейской философии существами одноногими и в этом смысле сильно уступающими людям. Потому что ангел — лишь посыльный, в каком направлении пнули, туда и полетел, что велели, то и передал или сделал. А вот человек — всегда выбирает свой путь сам.

Да, пути бывают нелегкими, и именно поэтому Тора обозначила все сорок два названия еврейских стоянок — в них зашифрованы разные испытания, которые поджидали в том или ином месте усталых путников, не так давно скинувших рабские цепи. Где-то им захотелось лакомств, где-то власти, где-то золотого тельца (только что вспоминали об этом в пост), гораздо более удобного в обращении, чем непонятный и непокорный Моисей (тоже все идущий и идущий и заставляющий идти остальных).

Это тоже намек нам. Чтоб знали, что продвижение вперед всегда чревато опасностями и соблазном свернуть с пути. И именно об этом, наверное, сообщает нам и знаменитая еврейская песенка про «шаг вперед и две назад». Потому что и так зачастую случается.

Но все равно, даже и при таком раскладе, надо идти. А иначе пустыня засосет. И рутина засосет. И лень засосет. И постоянная оглядка на соседей: «А чем я хуже других?» — засосет. И мы — и это самое страшное — не дадим этому миру того, что могли бы дать.

Недодадим любимым. Недодадим врагам. Недодадим самим себе того, чего заслуживаем. Отсюда и название главы. Отсюда и необходимость переходов. Потому что да, им не сиделось на месте.

А если бы сиделось, то зачем тогда было бы вообще из Египта выходить? Ведь любой стоящий — раб. А рабам и там было хорошо.

Только поймите меня правильно. Это я не про временную передышку. Не про законный отпуск. Не про отдых натруженным ногам. Это я про сознательный отказ от движения. И откладывать его на завтра, тоже, кстати, я бы не стала. Потому что никто не сказал, что завтра — будет. Если большинство из нас остановятся — точно не будет!

Эстер СЕГАЛЬ 

10a

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

3 thoughts on “Переходы

  1. 42 — это число грехов, в непричастности к которым должен самосвидетельствовать человек на загробном суде согласно древнеегипетской «Книге мёртвых». Причем, каждый вид греха в «ведении» отдельного бога и умерший сначала называет имя этого бога, место его почитания (храма) в Египте, а потом говорит «Я не совершал то-то». Причем, судя по этому списку грехов, этика у египтян была высочайшей. Помимо всех «грубых» грехов (типа убийства, грабежа, воровства, прелюбодеяния, мужеложства, итд) есть и такие тонкие, как «Я не разбил ничье сердце», «Никто из-за меня не плакал», итд…)
    Если душа умершего проходила все эти 42 порога, то выходил в свет. Собственно говоря, Книгой мертвых назвали европейцы. Настоящее египетское название -«Книга выхода в (свет) дня».
    Возможно, 42 перехода в Бамидбар тоже символизируют прохождение 42-х духовных порогов к «Земле обетованной». Надо внимательно изучать значение топонимов, приведенных Моисеем.
    Вообще, иудеи плохо представляют насколько в бэкграунде Торы присутствует Египет. Это присутствие огромное. Ведь это «исход из Египта». Примерно как в исходившихся из совка евреях незримо присутствует СССР 🙂

  2. ув. армянин! Ваш коммент — мой ликбез. Эту частичку египтологии я не знал. Благодарю. 42=2*3*7. Это кстати красивые фигуры, если написать «египетскими цифрами».

Comments are closed.