Двумя разделами «Матот» и «Масэй» завершается книга «Бамидбар». Со следующей недели и до осеннего праздника «Симхат-Тора» в синагогах будут читать пятую заключительную часть Пятикнижия — «Дварим» (в русской традиции «Второзаконие»).
«Матот»
Перед вступлением евреев в Эрец-Исраэль Моше объясняет законы обетов и клятв, в частности, когда клятва, данная женщиной, может быть отменена ее отцом или мужем. Затем евреи вступают в войну с мидьянитянами. Ополчение из 12 тысяч воинов, по тысяче от каждого колена, одерживает уверенную победу над врагом. Гибнут все мужчины Мидьяна, пять их царей, а также пророк Билам, безуспешно пытавшийся проклясть евреев в разделе «Балак». Ополчение возвращается в стан с богатыми трофеями, однако Моше осуждает командиров за то, что они оставили в живых женщин Мидьяна, стремившихся совратить сынов Израиля и склонить их к идолопоклонству. После подсчета и распределения трофеев начальники тысяч и сотен докладывают Моше о полном отсутствии потерь среди ополченцев. В благодарность Б-гу и для искупления своих грехов они приносят к Шатру Откровения дары из золота. Представители колен Гада и Реувена просят оставить их в Заиорданье, где есть обширные пастбища для скота. Моше опасается повторения греха разведчиков и вначале отказывает им, но потом соглашается, получив заверения от обоих колен, что они примут активное участие в завоевательных войнах с ханаанскими племенами в Эрец-Исраэль и лишь затем вернутся на восточный берег Иордана.
«Масэй»
Тора перечисляет все сорок две стоянки сынов Израиля в их сорокалетних странствиях по пустыне. Б-г велит им изгнать ханаанские народы из Эрец-Исраэль и уничтожить объекты языческих культов. Он предупреждает, что, если евреи оставят ханаанеев в стране, те станут «колючками в глазах и шипами в боках ваших». Установив границы Страны Израиля, Б-г велит выделить безземельным левитам 48 городов, шесть из которых будут использоваться как убежища для людей, совершивших непреднамеренное убийство. Дочери Цлофхада выходят замуж за представителей своего колена, чтобы закрепить свои земельные наделы за коленом Менаше. Так заканчивается книга «Бамидбар».
***
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Отомсти за сынов Израиля мидьянитянам, затем приобщишься ты к народу твоему» (31:1-2).
Указание Творца не оставляет места для надежды. Б-г велит Моше выступить против мидьян и затем подготовиться к смерти. Моше не возражает, не жалуется и не просит о снисхождении. Он немедленно приступает к делу: собирает армию и призывает в нее по тысяче человек от каждого колена. Командующий — Иеошуа бин-Нун, преемник Моше-рабейну. «Комиссаром» или, если хотите, «военным священником» назначен коэн Пинхас, внук первосвященника Аарона, столь ярко проявивший себя в истории с поклонением Баал-Пеору (см. разделы «Балак» и «Пинхас»).
Евреи неохотно выполняли указания Моше, зная, что сразу после войны он «приобщится к народу своему». Им не хотелось терять любимого учителя и руководителя. У самого пророка тоже, вроде бы, не было оснований торопиться, но он не медлил ни минуты. Комментаторы говорят, что затяжка с войной позволила бы ему прожить еще два-три года, но могла привести к жертвам среди еврейских ополченцев. Моше не мог пойти на это. Жизнь евреев была ему дороже его собственной.
В счет будущих заслуг
Но почему Всевышний приказал Моше выступить только против Мидьяна, а не против других враждебных народов — Моава и Амона? Ведь они, обязанные евреям самим фактом своего существования (их отцы-основатели появились на свет от кровосмесительной связи племянника Авраама Лота со своими дочерями), проявили черную неблагодарность и вероломство, отказав проходившим через их территорию еврейским странникам в еде и питье.
Моав и Амон — единственные две нации, которым Тора запрещает предлагать мир, а их мужчин нельзя обращать в иудаизм. Так в чем же дело? Почему мы мстим только жителям Мидьяна за их стремление навязать евреям варварский, развратный культ идола Баал-Пеора, поголовно истребляя все мужское население и всех взрослых женщин этой страны? Ведь Моав с Амоном не меньшие идолопоклонники.
Дело в том, что этим двум народам были уготованы великие заслуги перед евреями. От Моава должна была произойти Рут, прабабка Давида, основателя нашей царской династии, которая со временем увенчается Машиахом, а злокозненному Амону было суждено подарить нам Нааму, праведную жену царя Шломо, родившую наследника династии Рехавама. Для Б-га не существуют пространство и время. Он может карать и вознаграждать целые народы не только за прошлые, но и за будущие деяния, сокрытые от людских глаз во мраке истории.
Баланс сил
«По тысяче из колена; от всех колен Израиля пошлите в ополчение» (31:4).
В оригинале этого стиха употребляется странное, на первый взгляд, удвоение: «Элеф ла-мате, элеф ла-мате…» — «Тысяча из колена, тысяча из колена…». О чем идет речь? Почему бы не сказать просто, как в русском переводе: «По тысяче из каждого колена»? Комментаторы поясняют: на тысячу солдат от каждого колена, ушедших на войну с Мидьяном, другая тысяча из того же колена осталась в тылу, чтобы молиться за победу. Другими словами, на одного фронтовика приходился один «солдат-ешиботник», который обеспечивал в этом тандеме духовное прикрытие, непосредственно ходатайствуя перед Всевышним за успех своего партнера и всей армии. Как видим, такая расстановка сил обеспечила полный успех: евреи наголову разгромили, уничтожили численно превосходящего врага и вернулись с огромными трофеями, без единой потери «в живой силе и технике». Ни один еврейский солдат не должен впадать в иллюзию при оценке своих успехов. В древних и современных войнах победа достигается не «силой руки моей», а исключительно благодаря Всевышнему. От нас требуется лишь одно: всегда и при любых условиях поддерживать стратегический баланс сил, сформулированный в Торе: «элеф ла-мате = элеф ла-мате».
Границы Эрец-Исраэль
«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Повели сынам Израиля и скажи им: Когда придете вы в страну Ханаан, то вот страна, которая достанется вам в удел, страна Ханаан по границам ее…» (34:1-2).
В разделе «Масэй», в первой половине главы 34, описаны ясно и кратко границы страны Израиля: от юга до запада и от севера до востока. Схематически это выглядит так. Южная граница проходит от южной оконечности Мертвого моря к Средиземному морю, опускаясь немного к югу по линии восток-запад, и заканчивается у северо-восточной окраины Египта.
Западная граница проходит вдоль Средиземноморского побережья до горы а-Хар и охватывает острова, расположенные близко к материку.
Северная граница, по-видимому, совпадает с северной границей Ливана, а восточный рубеж начинается гораздо севернее озера Кинерет и опускается на юг вдоль восточного побережья Кинерета, реки Иордан и далее вдоль Мертвого моря. Короче, обозначенная территория Эрец-Исраэль охватывает современный Израиль и Ливан.
Тора намеренно отсекает восточный берег Иордана вместе с самой рекой, поскольку эта территория уже была выделена, по указанию Моше, коленам Реувена, Гада и части колена Менаше. Земли к востоку от Иордана, в отличие от западной части Эрец-Исраэль, не делили между коленами по жребию. Сфорно (рав Овадия Сфорно, XV- XVI века. Италия) объяснял, что жеребьевка под патронажем Всевышнего стала привилегией тех десяти с половиной колен, которые унаследовали земли между Средиземным морем и Иорданом. Она не распространялась на Заиорданье, уступавшее по святости основной территории Эрец-Исраэль.