Балак, царь Моава, обратился к чародею и пророку Биламу (Валааму) с просьбой проклясть евреев, пришедших из пустыни к границе его страны. Б-г явился в ночном видении к Биламу и предостерег его от проклятий в адрес «благословенного» народа, но Билам после некоторых колебаний все-таки отправился к царю.
По дороге ангел с огненным мечом трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. Билам не видел ангела, не понимал вынужденных маневров ослицы и нещадно бил ее за «упрямство». После третьей остановки «Б-г отверз уста ослицы», и она стала укорять хозяина: ведь, избегая столкновения с ангелом, она спасла ему жизнь. Прозревший Билам увидел, наконец, ангела, и тот сообщил ему, что можно и чего нельзя говорить о сынах Израиля. Наконец, Билам прибыл к Балаку, и царь Моава провел тщательную подготовку к ритуалу проклятий в надежде, что знатный гость уничтожит своими речениями ненавистных пришельцев. Однако результат получился обратный: трижды Билам пытался произнести проклятия, находясь в состоянии провидческого транса, и все три раза его уста изрекали только благословения. Раздосадованный Балак прогнал Билама. Тем временем евреи начали распутничать с женщинами Моава и Мидьяна и поклоняться их идолам. Б-г разгневался и наслал мор на грешников. Лидер колена Шимона совершил публичный акт разврата с мидьянской принцессой, и внук Аарона Пинхас убил их обоих копьем, после чего эпидемия, унесшая 24 тысячи жизней, прекратилась.
***
Когда Билам после долгих уговоров, прибыл, наконец, к царю Моава Балаку, тот встретил его упреком: «Ведь я посылал к тебе…. Почему не шел ты ко мне? Неужели я не смогу оказать тебе почести?»
Несколько раньше Билам заявил посланцам моавитянского царя: «Даже если даст мне Балак полный свой дом серебра и золота, не смогу преступить повеления моего Б-га…». Сравнивая эти две фразы, комментаторы приходят к выводу, что Билам просто набивал себе цену, что он отправился в Моав именно ради денег и для поддержания своего престижа. Мудрецы считают Билама предельно алчным и тщеславным человеком.
Однако в конце того долгого дня, хроника которого занимает большую часть сегодняшнего раздела, Билама ждал не триумф, а позор. Он не получил ни денег, ни славы, но зато ослеп на один глаз, охромел на одну ногу и плюс к этому получил ощутимый удар по самолюбию, когда разочарованный Балак прогнал его, как мальчишку: «А теперь беги к себе!»
Хромать Билам стал после того как попытался проехать на ослице вдоль каменной стены, которую воздвиг его предок Лаван в знак примирения с Яаковом (см. книгу «Берешит», раздел «Ваеце»). Билам не видел перед собой ангела с обнаженным мечом, а ослица – видела. Пытаясь обойти его, она плотно прижалась к стене и в результате сломала ногу своему хозяину. Без глаза Билам остался за то, что высмеял концепцию Торы, согласно которой Б-г принимает участие в зачатии и рождении еврейских младенцев.
Эти два увечья можно объяснить и другими причинами. Так, РАШИ пишет, что травмой ноги Б-г дал понять Биламу: «Это тебе за то, что ты хотел уничтожить народ, который совершает пешее паломничество к Храму в период трех праздников – «шлоша регалим» («регель» на иврите – нога, но может означать также и праздник паломничества – Суккот, Песах, Шавуот)».
Намек на потерю глаза мы находим в стихе: «И поднял Билам глаза свои, и увидел все колена Израиля, разместившиеся каждое отдельно» (24:2). РАШИ говорит, что Билам хотел сглазить евреев, припомнив им грех Золотого тельца. Но его «айн а-ра» был нейтрализован безупречным расположением шатров в их походном стане, при котором ни один человек не мог увидеть, что происходит в соседнем жилище. «Злому глазу» Билама противостояла моральная чистота сынов Израиля, умевших отводить глаза от дурных соблазнов и использовать зрение только во благо.
Если бы у Билама было два рта, добавляет рабби Йоханан, нет сомнений, что один из них онемел бы. Ведь Билам стремился погубить евреев своими нечистыми устами, изрыгающими проклятия. В противовес его злобной речи благочестивые сыны Израиля трижды в день произносят молитву «Шма, Исраэль», в которой выражена их самозабвенная любовь к Всевышнему.
Но у Билама был только один рот, и Б-г избавил этого злодея от немоты, превратив его проклятия в благословения.
И, наконец, третье наказание – унижение – постигло Билама за его гордыню и лицемерие, за страсть к самовозвеличиванию и за намерение уничтожить народ, прославлявший Творца вселенной.
Билам выступил против Моше-рабейну и сынов Израиля. Он думал, что у него хватит сил их одолеть. Но, подобно Кораху, он проглотил слишком большой кусок и…подавился.
Короткое слово с двумя значениями
«В свое время рассказано будет Яакову и Израилю о том, что совершил Г-сподь (ма пааль кэль)» (23:23). 24 марта 1933 года в Германии был принят закон о чрезвычайных полномочиях, который предоставлял новоизбранному рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру свободу действий без парламентского утверждения и даже без конституционных ограничений. 14 июля того же года ненацистские партии были объявлены вне закона, а Рейхстаг сложил с себя свои демократические полномочия.
Через два месяца, 15 сентября, умер великий подвижник Торы Хафец-Хаим. Хотя ему было 95 лет, вполне преклонный возраст, возможно, Б-г поспешил удалить этого праведника из нашего мира, чтобы он не видел последующих страшных событий. Однако его комментарий к сегодняшнему недельному разделу Торы можно считать провидческим.
Вот что писал Хафец-Хаим. Слово «ма» на иврите может означать «что» и «как». «Ма» может быть также вопросительным словом или восклицанием. В вопросе оно звучит, к примеру, так: «Что Г-сподь требует от тебя?» (Миха, 6:8). А в восклицании так: «Как велико благо Твое, которое хранишь Ты для боящихся Тебя!» (Теиллим, 31:20)
За долгие столетия изгнания евреи вынесли больше страданий, чем какой-либо другой народ. Поэтому мы с отчаянием восклицаем: «ма пааль кэль?!» – Что совершил с нами Г-сподь?!» Другими словами: «Б-же, почему Ты сокрыл Свое лицо от нас и допустил столько жестоких расправ над нами?»
И вот ответ: «В свое время рассказано будет Яакову и Израилю о том, что (ма) совершил Г-сподь». В этом мире «ма» содержит оба значения: вопрос и восклицание.
В будущем люди мира с удивлением спросят, почему Б-г так яростно изливал гнев на Свой избранный народ. Но придет день, когда Б-г утешит его, возвысит, избавит от вражды, и тогда человечество провозгласит: «Как велико благо, совершенное Б-гом для Яакова! Ведь вся боль и все страдания пошли на пользу еврейскому народу, увенчались его спасением».
Итог предстоящим событиям подводится в конце Пятикнижия, в разделе «Аазину»: «Прославьте, народы, народ Его, ибо за кровь рабов Своих отомстит Он, и мщение совершит над врагами его, и искупит землю Свою и народ Свой» (Дварим, 32:43).