Начало торы — постановка задачи

Тора — еврейская Книга, но собственно еврейская история начинается с третьей главы: «Лех леха» — в которой появляется первый еврей — Авраам.

Первые две главы «Берешит» и «Ноах» описывают «доеврейскую» часть истории.

В чем суть разделения?

Проблемы, которые разбирает Тора, — общечеловеческие — описаны в этих первых главах, а настоящие решения этих проблем — мы можем найти именно в еврейской мудрости.

Сейчас мы выделим главные идеи первых двух глав и нам станут понятны проблемы человека и цивилизации.

В главе «Берешит» разбираются два конфликта, которые являются корнем всех проблем.

Это конфликт Адама и Хавы вокруг плода, где двумя силами, стоящими за плодом, являются Б-г и змей. И это конфликт Каина с Авелем, в результате которого Каин убивает брата.

Мы вернемся к этим конфликтам, а теперь посмотрим два главных сюжета главы «Ноах».

Увидев человека в действии (см. два конфликта), Б-г решил показать нам, что в конце концов получится с человечеством, которое проявило себя в этих конфликтах. Результат красноречивый: человечество настолько испортилось, что уже не подлежало «ремонту», а только уничтожению.

После потопа Б-г пообещал Ноаху, что «откорректирует сценарий», чтобы не доводить человечество «до ручки». И человечеству были «выданы» власти в лице царя Нимрода.

Как говорится в Талмуде, «Если бы не было властей, люди бы съели друг друга живьем». Но возникла вторая проблема: когда на все человечество есть только один царь, у него возникает естественное и неограниченное желание конкурировать с самим Б-гом — один царь внизу против одного Царя наверху.

И Нимрод объединяет все человечество на постройку Вавилонской башни, чтобы воевать с Б-гом. Т. е. власть ограничила разгул отдельной личности, но сама пожелала «разгуляться». Глядя на это развитие событий, Б-г ввел в действие «антимонополию». Он рассеял народы, создав, вместо одного большого, много мелких царств. В результате — каждый мелкий царек наводил порядок среди своих подданных, а сами царьки стали выяснять отношения между собой. Благодаря этому политические проблемы опустились до «мелкого» междоусобного уровня и проблема «большого царя внизу» решилась.

Система вошла в некоторое «грубое» равновесие.

Но главные проблемы остались.

Ни отдельный человек, ни общество не получили «инструментов» для исправления и развития.

Просто цари сдерживали подданных, и воевали друг с другом, ограничивая этим амбиции соседей. Внутренний мир человека не поменялся. И только с появлением Авраама Б-г начал главный сценарий — внедрение технологии настоящего исправления и развития, который содержится в Торе.

А мы вернемся к двум конфликтам главы «Берешит».

Светский человек обычно разделяет мир религии (общение с Б-гом) и мир обыденной жизни. Тора сознательно поставила рядом две истории.

История Адама с плодом — классическое описание религиозного опыта.

Б-г хочет от человека одного, змей (наше ецер а-ра — животное начало) хочет противоположного. Чтобы вывести конфликт наружу, нужно «яблоко раздора» — объект, вокруг которого «сходятся» две силы — Б-г и Змей. В жизни таким плодом является заповедь. Благодаря заповеди мы можем проследить, как змей вытесняет Б-га из нашей картины мира, и поймем, что наша задача — вернуть Б-га в свой мир, потеснив змея. Конфликт Каина с братом — классическое описание жизненной конфликтной ситуации. Человек сталкивается с конкуренцией. И самым простой (и дешевый) способ решить проблему — убрать конкурента. «Есть человек — есть проблема, нет человека — нет проблемы» (из «перлов «отца народов»).

Итак, история Каина — иллюстрация самого грубого способа решать житейские конфликты. А как найти лучший способ?

Внешнее решение — поставить власть с «дубинкой», но человека это не изменит, только ограничит. Ответ — совместить две истории. Оказывается, Каином управлял тот самый Змей, который вытеснил Б-га из внутреннего мира человека. И здесь — главный ответ.

Заповеди являются самым эффективным средством разобраться в себе, «укротить» змея и ввести Б-га в наш внутренний мир. Освоив еврейские технологии, которые были даны Аврааму и его потомкам (то есть нам), мы сможем решить проблему и своего внутреннего мира, и отношений с близкими и создания правильного общества. Как? Об этом в следующих материалах.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора