Явившись на суд небес, Корах и его сообщники ясно показали, что они доверяют здравому смыслу, как самому Богу, и поплатились за это.
Пути священства
Недельная глава «Корах» начинается словами: «И отделился Корах, сын Ицара, сына Кыата, сына Леви, и Датан, и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пэлэта, сыны (из колена) Реувена, И предстали пред Моше, и (с ними) двести пятьдесят мужей из сынов Израиля, начальники общины, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моше и Аарона, и сказали им: полно вам! ведь вся община, все святы, и среди них Господь! Отчего же возноситесь вы над собранием Господним? И услышал Моше, и пал на лицо свое, И сказал Кораху и всем сообщникам его, говоря: завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят, того да приблизит к Себе; и кого изберет, того и приблизит к Себе. Вот что сделайте: возьмите себе совки, Корах и все сообщники его, И положите в них огонь, и кладите на них курения пред Господом завтра; и будет: человек, которого изберет Господь, тот свят. Полно вам, сыны Леви! И сказал Моше Кораху: слушайте же, сыны Леви, Мало ли вам, что выделил вас Бог Израиля из общины Израиля, приблизив вас к Себе, чтобы отправлять службы при скинии Господней и чтобы стоять пред общиной, для того, чтобы служить за них, И приблизил тебя и всех братьев твоих, сынов Леви, с тобою, а вы доискиваетесь еще и священства. Поэтому ты и все сообщники твои собрались против Господа. А Аарон же тут при чем, что вы ропщете на него?» (16:1-11)
В чем состояла претензия Кораха? С одной стороны он напомнил о всеобщей святости, о словах Всевышнего предназначенных всему Израилю: «вы будете у Меня царством священников и народом святым». (Шмот 19:5-6). Но с другой, не возражая против избрания колена Леви (к которому сам принадлежал), он выступил против возвышения Аарона, против превращения его семейства в особый священнический клан.
Раши вкладывает в уста Кораха следующие слова: «Даже если ты, Моше, присвоил себе царскую власть, тебе не следовало возлагать священнослужение на своего брата».
Вспомним, как эволюционировала в ту пору священническая миссия.
Утверждение «вся община, все святы, и среди них Господь!» — в момент исхода являлось аксиомой. При выходе из Египта все сыны Израиля выступали в качестве священников: «Агнец без порока, самец однолетний должен быть у вас; из овец или из коз возьмите его. И да будет он у вас в хранении до четырнадцатого дня сего месяца, тогда пусть зарежет его все собрание общины Израильской в вечерние сумерки» (Шмот 12:6).
Существует мнение, что некоторые семьи объединялись в группы, в которых лишь кто-то один закалывал несколько агнцев, но в любом случае, бесспорно, что священнодействовать в тот момент был вправе каждый еврейский первенец.
Более того, на горе Синай при даровании Торы жертвы приносились именно первенцами сынов Израиля, а не Аароном и его сыновьями: «И написал Моше все слова Господни, и встал рано поутру, и построил жертвенник под горою и двенадцать памятных столбов двенадцати коленам Израиля. И послал юношей (из) сынов Израилевых, и вознесли они всесожжения, и зарезали мирные жертвы Господу – тельцов. И взял Моше половину крови, и влил в чаши, а другою половиною крови окропил жертвенник» (Шмот 24:2-6).
Однако после совершенного вскоре греха золотого тельца Всевышний вроде бы передал священство всего Израиля колену Леви, не участвовавшему в сомнительном культе. «И Господь говорил Моше так:… И выделишь ты Левитов из среды сынов Израиля, и станут Левиты Моими. После сего войдут Левиты служить при шатре соборном, когда ты очистишь их и вознесешь их возношением. Ибо вполне отданы они Мне из среды сынов Израиля вместо первоплодия всякой материнской утробы, (вместо) первенца всякого из сынов Израиля взял Я их Себе. Ибо Мой – всякий первенец у сынов Израиля, от человека до скота. В день поражения Мною всех первенцев в земле Египетской посвятил Я их Себе. И взял Я Левитов взамен всех первенцев у сынов Израиля. И отдал Я Левитов из среды сынов Израиля, отданы они Аарону и сынам его для исполнения службы за сынов Израиля при шатре соборном и для искупления сынов Израиля; дабы не было среди сынов Израиля мора при приближении сынов Израиля к святилищу». (Бемид 8:6-19)
Итак, мы видим, что в целом принимая перенос священства первенцев на Левитов, Корах вместе с тем возражал против того, чтобы собственно священническая миссия отошла при этом Аарону и его сынам, а прочие Левиты лишь прислуживали им. То есть в возвышение Аарона Корах видел не Божественную волю, а коррупцию.
Хорошие вопросы
«А Аарон же тут при чем, что вы ропщете на него?» — недоумевает Моше. Получив распоряжение назначить Аарона священником от самого Бога, Моше естественно было испытывать подобное изумление. Однако со стороны оно возбуждало ряд непростых вопросов: почему только семейство Аарона стало собственно священническим? Если это никак не была связано с переносом соответствующих полномочий первенцев Израиля, то какая тому могла быть причина? А если связано, то почему этот перенос распространяется не на всех потомков Леви, а лишь на одно семейство из этого колена? И, наконец, если уж такой перенос делается, то почему выбор падает как раз на того сына Леви, который в поклонении золотому тельцу активно участвовал («И сказал им Аарон: снимите золотые серьги, которые в ушах жен ваших, сыновей ваших и дочерей ваших, и принесите ко мне. И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. И взял он из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого» Шмот 32:3-4).
Считается, что намерения Аарона были чисты, считается, что своими действиями он хотел протянуть время до появления Моше. Но Корах, равно как и случайный читатель Торы, не могут знать его истинных намерений. Более того, сам Моше вроде бы понимал, что поступок Аарона чести ему не делает. Так незадолго до вхождения народа в Эрец Исраэль Моше вспомнит: «И повергся я пред Господом: сорок дней и сорок ночей хлеба не евши и воды не пивши, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа, чтобы разгневать Его. Ибо страшился я гнева и ярости, которыми прогневался Господь на вас, (задумав) истребить вас. И послушал меня Господь и на этот раз. И на Аарона весьма прогневался Господь, (намереваясь) погубить его; но я молился и за Аарона в то время» (Дварим 9:18).
«Ропот» против Аарона был, таким образом, вызван тем, что полагающийся на здравый смысл Корах не верил в истинность связанного с ним откровения, то есть счел, что Моше в этом вопросе явно превышает свои полномочия. Сколько бы мы не приписывали бунт, устроенный Корахом, его интересам и его недобросовестности, за этим бунтом стояла все же реальная коллизия веры.
Приведенные выше вопросы серьезны, и традиция дает на них свои ответы (для рассмотрения которых в рамках этой статьи, впрочем, нет ни места, ни дидактической выгоды). Проблема Кораха, таким образом, заключалась даже не в том, что он недостаточно доверял Моше, а в том, что он слишком доверял здравому смыслу. Выделению из колена Левитов отдельного священнического семейства он до такой степени не находил никакого основания, что принял вызов Моше, «павшего на лицо свое, и… сказавшего: завтра утром Господь известит, кто Его и кто свят…»
Явившись на другой день на суд небес, Корах и его сообщники ясно показали, что они доверяют здравому смыслу, как самому Богу, и поплатились за это: «И разверзла земля уста свои, и поглотила их с Корахом, когда умерло это сборище, когда пожрал огонь двести пятьдесят человек, и стали они знамением» (26:10).
При всей несомненной ценности «здравомыслия», его категорически не рекомендуется превращать в религию. Знамение Кораха, уроки Кораха следовало бы ввести в общеобразовательную программу средней школы.