Эстер Бабли
1940–60-е годы — «золотой век» американских иллюстрированных журналов Life, Fortune, Time… Время, когда они были одним из основных источников новостей для миллионов людей. В эти годы блистали фотожурналисты Альфред Эйзенштадт и Юджин Смит, среди женщин — Маргарет Бурк-Уайт, Доротея Ланге и Эстер Бабли. К тридцати годам Эстер Бабли была уже в зените своей известности. В 1954 году она первой из женщин-фотографов получает Grand Prize за журнальную фотографию. Позже, в 1959 году, Бабли вошла в число «десяти лучших женщин в фотографии США». Её работы публиковали Life, Fortune, Ladies’ Home Journal и другие популярные журналы. Одним из наиболее горячих поклонников творчества Эстер был Эдвард Стейхен, который представил три её фотографии в своей знаменитой выставке «Род человеческий» (1955), содержавшей 500 снимков, отобранных из нескольких миллионов.
Эстер Бабли посвятила фотографии более пятидесяти лет — от первых опытов в юности в 1930-е годы до середины 80-х. Её карьера была разнообразной и импрессивной, как сами объекты, которые она увлечённо снимала. Бабли привлекали естественность и правдивость каждодневной жизни. Люди, обычные люди, занятые своими повседневными делами, были её любимыми объектами. Комментируя свой стиль Бабли писала: «Как документальный и непосредственный фотограф я чувствую, что точное изображение жизни может быть образовательным, поучительным, а также приносящим эстетическое удовольствие».
Родившаяся в Филлипсе (Висконсин), Эстер Бабли была четвёртым из пяти детей еврейской эмигрантской семьи. Её отец, Луи (Лев) приехал в США из России, а мать Ида — из Литвы. Обосновавшись в Супериоре (Висконсин), Ида работала в магазине, а Луи занимался автобизнесом. Уже подростком Эстер пристрастилась к фотографии. В 1936 году, когда она была ещё ученицей Central High School в Висконсине, в газетных киосках появился новый, хорошо иллюстрированный журнал Life. Он поразил её своими фотографиями, утвердил мечту стать фотографом. Будучи редактором годичного школьного альбома, Эстер начинает откровенно подражать стилю Life. В том же 1936 году Эстер Бабли занимает первое место в молодёжном конкурсе, проводимом газетой Superior Evening Telegram. После окончания школы она по примеру своих сестёр Клер и Энит поступает в Superior State Teachers College (1937–38 гг.). Но как же фотография? И Бабли начинает изучать премудрости светописи по одногодичной программе в Школе искусств Миннеаполиса.
В 1941 году в возрасте двадцати лет Эстер Бабли отправляется в Нью-Йорк в поисках работы фотографа. Короткое время она фотографирует натюрморты для журнала Vogue. Делает памятные фотографии посетителей ночных клубов в Бруклине. О фотожурналистике оставалось только мечтать. Но главное, Бабли показывает свои фотографии Эдварду Стейхену, будущему куратору фотографии Музея современного искусства (МоМА, Нью-Йорк), которые привлекли его внимание. В дальнейшем он будет постоянно поддерживать Бабли, поскольку её работа олицетворяла его эстетический идеал фотографии «представь человека человеку и каждому его самого». Позже Стейхен пригласит Бабли участвовать в таких выставках в МоМА, как «В фокусе и вне его» (1948), «Диогены с камерой» (1952) и самой значительной выставке «Род человеческий» (1955). А пока, продолжая поиск привлекательной работы, Бабли в начале 1942 года переезжает в Вашингтон. Но и здесь приходится заняться лишь микрофильмированием редких книг в Национальном архиве.
Её фотографическая карьера, по существу, началась осенью 1942 года ассистентом в фотолаборатории Управления военной информации (Office of War Information, OWI), руководимой Роем Страйкером, тем самым известным Страйкером, возглавлявшим в 30-е годы историческую секцию информационного отдела FSA (Farm Security Administration). Здесь, наряду с освоением технических навыков в фотографии, у Эстер Бабли появилась возможность познакомиться с фотографами OWI. Позже она писала: «Доротея Ланге, Расселл Ли, Джек Делано, Эд и Луиза Росскам и другие были не просто известными личностями, а друзьями и в некотором смысле учителями». В свободное время Бабли снимает для исторической секции OWI работающих женщин в офисах и на заводах. Первый успех приходит к Бабли в 22 года, когда Страйкер отправил её в шестидневную автобусную поездку по стране, чтобы запечатлеть нацию в годы войны. Её фотографии американской жизни вошли в файлы OWI. Так начал создаваться наиболее известный цикл фотографий Бабли Bus Story — о пассажирах междугородних автобусов. Особенно удачны были сцены, снятые в залах ожидания, показывающие профиль американской публики.
В конце 1943 года Страйкер покидает OWI и переходит в Standard Oil Company (Нью-Джерси), пригласив с собсй нескольких фотографов, включая и Эстер Бабли. Сотрудничая с этой компанией, Бабли продолжает фотоэссе Bus Story. В 1948 году она получит за эту работу награды «Best Picture Sequence» от энциклопедии Британика и «News Pictures of the Year» от Школы журналистики университета Миссури. Фотографии фотоэссе Bus Story публиковались многократно и принесли Бабли широкое признание.
Работая в Standard Oil Company, Бабли документально подтверждала по всему миру жизненную необходимость нефти в различных областях человеческой деятельности, находя поразительные модернистские образы в мире индустрии. Она снимала в Европе и Австралии, в Новой Зеландии и Южной Америке. Выполняя работу по контракту, Бабли вместе с тем везде фотографировала уличные сцены, проявления национальной культуры, повседневную жизнь людей. Она успешно сочетала свои художественные интересы с коммерческими требованиями. Отмечая особенности творчества Эстер Бабли, её многолетняя коллега Энн Адамс, в прошлом ведущий редактор журнала компании Standard Oil, The Lamp, сказала: «Работы Эстер Бабли проникнуты большой сердечностью к людям. Я никогда не размышляла о том, как Эстер сняла сцену. Когда я думала об Эстер, я ощущала огромную теплоту и сочувствие к изображенным женщинам, детям, людям. Её интересовала человечность».
В конце 1940-х годов, прервав сотрудничество со Страйкером, Бабли становится свободным фотографом, работая по контрактам с журналами Life, Look, Fortune, Ladies’ Home Journal, U.S. Camera… Она стала одной из первых женщин в истории фотографии, работающих внештатными, независимыми фотографами. Так, только для Ladies’ Home Journal Бабли между 1948 — 60-ми годами создала дюжину фотоэссе «Как живёт Америка» о семьях разного достатка из разных регионов страны. В журнале U.S. Camera публикуются её фотоэссе «Bus Story» и «Children by Bubley». Работая фотографом в Федеральном агенстве по делам детей, Бабли за несколько лет сняла тысячи ярких, эмоциональных детских фотографий, которые публиковались в журнале The Child и более тридцати раз украшали его обложки. К этому времени относятся и два её обширных фотоэссе «Как живёт юная Америка» о молодых семьях и «Профиль юности» о подростках.
Бабли сотрудничала также с Pepsi-Cola и Pan American Airlines, делала репортажи о жизни фермеров, о больных в госпиталях, о работе скорой помощи детского госпиталя в Питтсбурге. Последнее фотоэссе было показано Стейхеном на уже упомянутой выставке «Диогены с камерой».
В 1953 году по приглашению UNICEF (United Nations International Children’s Emergency Fund — Фонд ООН помощи детям) и французского правительства Бабли едет на четыре недели в Марокко, чтобы сделать фоторепортаж о лечении трахомы. Фотоэссе из этого цикла «Достижение дома» она представила на международный конкурс, организованный журналом «Photography» в 1954 году, и заняла первое место. В этом же году Эстер Бабли стала первой женщиной, получившей международный Гранд-приз за журнальную фотографию (фотоэссе «Марокканские крестьяне».
Хотя Бабли фотографировала знаменитостей: Альберта Эйнштейна накануне его 74-летия для Life (1953), Чарли Паркера для Ladies’ Home Journal (1952) и многих других, её больше привлекали правдивость и истинность повседневной жизни.
Начиная с конца 60-х годов, последние десятилетия, Эстер Бабли всё больше жила в Нью-Йорке (West 47th Street, в нескольких блоках от Рокфеллер- центра), занимаясь своими личными проектами. Она ежедневно с пяти до восьми утра прогуливалась со своим долматином Шеба в Центральном парке, снимая много сцен, как с его участием, так и особенной жизни парка. Бабли издаёт две учебные детские книги о животных («How Puppies Grow»,1974 и «How Kittens Grow», 1975), отмеченные наградами и переведённые на испанский и голландский языки. Её третья книга была посвящена макрофотографии растений, выращенных в своей квартире («Mysterious Presence», 1979).
У Эстер Бабли было очень трепетное восприятие окружающих её людей — непосредственное, неприукрашенное, обманчиво простое, какое может быть лишь у художника, влюблённого в свои объекты. В год её смерти от рака редактор журнала Ladies’ Home Journal Джон Моррис писал: «У Бабли была способность заставить людей забыть, что она рядом; её фотографии достигли небывалой интимности».
Несомненный композиционный дар, сочетающийся с эмоциональной наблюдательностью, придаёт работам Эстер Бабли поистине художественную и культурную проницательность. Без её работ не обходится ни одна мало- мальски значительная художественная экспозиция, посвящённая американской культуре. Фотографии Эстер Бабли можно было видеть и в музее Уитни на выставке «Американское столетие: искусство и культура 1900 — 1950»( 1999 ), и в Вашингтоне, и Нью-Йорке на необычной по замыслу выставке «Пропаганда и мечты, фотография 1930-х годов в СССР и США» ( ICP, 2000 ). Её фотографии представлены в колекциях крупнейших музеев Америки, включая The Metropolitan Museum of Art и The Modern Art Museum в Нью-Йорке, The Library of Congress и The National Portrait Gallery в Вашингтоне, The Museum at George Eastman House в Рочестере, Нью-Йорк…
Наряду с отмеченными наградами и общественным признанием, в 1991 году Эстер Бабли было присвоено почётное звание доктора Миннеаполисского колледжа искусства и дизайна и Университета Миннесоты.
Сущность мира фотографий Эстер Бабли заключена в прямом, непринуждённом взгляде на окружающую жизнь. Она — первая американская документалистка, взглянувшая на жизнь Соединённых Штатов середины ХХ столетия абсолютно осознанно, с женской точки зрения. Бабли привлекала правдивость и истинность повседневной жизни общества. Она говорила: «Отделить меня от людей — просто невозможно». Фотографии Эстер Бабли отражают черты национального характера Америки середины ХХ столетия и интерес к ним со временем лишь возрастает.
Лев ДОДИН
Фото: Интернет. Страница — фото Эстер Бабли