Рав Йосеф-Шалом Эльяшив
Часто цитируется фраза мудрецов Геморы (амораим) о своих предшественниках — мудрецах Мишны: «Если (мы считаем, что) они ангелы — то мы люди, а если (, что) они люди — то мы ослы; и не такие ослы, как осёл рабби Пинхаса бен Яира, не евший сено, от которого не отделены предписанные дары…». Не случайно разбазаривание Земли Израиля именовалось «процесс Осло» — люди, затеявшие эту котовасию, полагали мудрецов Торы «обычными людьми»… Расскажу вам об одном из «ангелов» недавних поколений.
Рав Шломо Эльяшив (1841-1928) родился в городке Загоре (Жагаре) на самом севере Литвы. Среди его предков — царь Давид, Раши, Маараль из Праги, убитый казаками Хмельницкого великий каббалист Шимшон Острополлер, Виленский Гаон… Аризаля он потомок и по отцовской, и по материнской линии. Известно, что Тору юноша изучал под руководством отца до 13 лет, затем 6 лет учился в Минске, в ешиве выдающегося талмудиста Гершона-Танхума Беньямина (1812-1881). В двадцатилетнем возрасте женился на Батшеве-Эстер, дочери богатого торговца из Шауляя Д. Файна. Раву Шломо сразу предложили стать раввином наполовину еврейского города Шауляя, но он отказался, сославшись на «недостаточный уровень» — и отправился с женой в Тельшяй (Тельз). 10 лет рав Шломо учился в колеле одной из самых — поныне — известных ешив: «Тельз». Помню, как рав Хаим Бурштейн, руководитель нашего беер-шевского колеля, приехал из Кливленда, где эта ешива восстановлена, и в изумлении говорил об её уровне и о чудесах спасения в Холокост…
Затем он вернулся в Шауляй и стал вести, как говорят, «затворнический образ жизни», занимаясь только Торой и отказываясь от любых официальных постов. Облачённый в талит и тфиллин, занимался в своей комнате весь день и большую часть ночи. По свидетельству рава Авраама-Ицхака Кука (1865-1935), приезжавшего в Шауляй учиться по ночам у рава по книгам рава Хаима Виталя: «прежде, чем приступить к изучению каббалы, рав Эльяшив основательно изучил Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, кодексы законоучителей разных поколений и множество книг мусара (этического учения), затем каббалистические сочинения рабби Моше Кордоверо и рабби Моше-Хаима Луцато, а потом уже — Зоар и «Сефер Йецира» (Книгу Творения) с комментариями и разъяснениями Виленского Гаона, и, наконец, он проник в таинственный сад — в сокровенный смысл писаний, содержащих святое учение Аризаля».
Хафец Хаим (1838-1933) был на 3 года старше рава Шломо. Он нередко приезжал в Шауляй и говорил: «В этом мире следует использовать каждую возможность находиться рядом с ним, ведь кто знает, сможем ли мы в мире истины даже приблизиться к тому уровню Небес, на котором будет обитать его душа? Мы все действуем в нижнем мире, рассчитывая оказать влияние на высшие миры,– он же действует прямо в высших мирах, каждая тропинка в которых ему хорошо знакома».
Этот человек не занимал официальных должностей, но к нему ездили величайшие мудрецы и главные раввины стран. Ицеле Петербургер, рав Ицхак Блазер (1837-1907), Главный раввин Петербурга, ближайший ученик рава Салантера и один из лидеров народа, приезжал в скромную шауляйскую комнату учиться, советоваться и обмениваться мудростью…
Смыслом своей жизни рав Шломо видел только постижение и воплощение воли Творца — а иначе зачем ты послан на Землю? Он, знавший «тропинки высших миров» и при желании имевший возможность достичь на земле с их помощью многого — подобным просто не интересовался. Ему хватало того, что даёт Всевышний. Он, подобно предку, Виленскому Гаону, избегал использовать практическую каббалу даже в ситуациях, выглядевших критическими. Во время Первой Мировой русские власти практиковали высылку «неблагонадёжных элементов», что в воюющей бедной стране ставило жизнь изгоняемых в опасность. «А то эти евреи сочувствуют немцам!»,- что, кстати, могло бывать правдой, ведь кайзер погромы не учинял и патроном «Союза русского (немецкого) народа» не состоял; само слово «царь» переводили как «цар», беда. В 1915 году 75-летнего рава вместе со всей еврейской общиной Шауляя в 15 часов выслали вглубь империи, он лишь успел закопать рукописи — чудом после войны они были отысканы добровольцами из еврейской общины Риги и неведомо как переправлены автору в Россию. Богатейшая его библиотека сгорела, были там рукописи и книги уникальные — но рав хотел оставаться обычным человеком и «силы чародейства» не применял.
В 1880 году по решению ведущих каббалистов того времени раву Эльяшиву передали некоторые неопубликованные рукописи по каббале Рамхаля и Виленского Гаона — он подготовил их к изданию. Сам он написал много книг, в основном созданных до пятидесятилетнего возраста; впрочем, существенная часть его наследия не опубликована и поди угадай, что там ещё таится? Некоторые рукописи дедушки издал его внук, великий законоучитель Йосеф-Шалом Эльяшив. Опубликованные при жизни работы рава Шломо в дальнейшем были собраны под общим названием «Сефер лешем, шево веахлама» (Книга яхонта, агата и аметиста — по именам драгоценных камней в одном из рядов на нагруднике Первосвященника) — и его стали именовать «Бааль лешем».
В каких мирах он обитал, работая над каббалой Гаона и Аризаля я, конечно, сказать не возьмусь, но у настоящих знатоков тайного учения считается, что для понимания лурианской каббалы труды Бааль Лешем столь же важны, как для постижения книги «Зоар» — писания Кордоверо. Трактаты рава Шломо названы: «Олам а-малбуш» (Мир одеяний) и «Олам а-тогу» (Мир хаоса) — они раскрывают устройство бытия до «цимцума» («разбиения сосудов»), содержат детальное и систематической описания процесса Б-жественной эманации, то есть порядка творения миров. Как ему удавалось заглядывать за полог? Наверное, можно сказать, что он и жил там, по ту сторону материи и сокрытия?
И вот такой человек, обитающий словно не в нашем измерении, передаёт слова Виленского Гаона, что: «в наше время Шхина (Б-жественное Присутствие) покоится на могилах праведников» и придаёт решающее значение не каббалистическим «каванот» (намерениям и медитациям), а простой молитве, обычными словами и от всего сердца. Как высоко надо взлететь, чтобы прийти к простоте!
После Мировой войны и революций он очутился в Гомеле, затем — в Бердянске и оттуда в марте 1922 года, 81-летним сумел выбраться в Иерушалаим (по некоторым источникам, дорога заняла 2 года и до Израиля он добрался только в 1924). В столице мира у него учились многие. 27 Адара (20 марта) 1928 года его душа вернулась к источнику. Многие тысячи присутствовавших на похоронах видели над Масличной горой огромный столб света, подобный радуге и направленный с востока на запад до самого горизонта — так на небесах встречают истинных праведников, знатоков тайного учения. На могильном камне высечено: «Наставник, подобный Б-жьему ангелу — пред ним были открыты сокровенные тайны Торы».
Несколько слов о его предке раве Шимшоне Острополере. К нему являлся ангел и учил тайнам, многократно предупреждал его, что евреям необходимо великое покаяние, иначе… Рав Шимшон открыт тайный код в «Свитке Эстер» и узнал, что аманов приговор об уничтожении не отменён, но перенесён на 1648 год. Он послал письма трём другим крупнейшим каббалистам с предложением погибнуть, искупив народ — откликнулся лишь рав Ихиель-Михл из Немирова; вдвоём они искупили половину народа. 15 июля 1648 рав Шимшон года растерзан казаками во время резни в Полонном.