Моисей водил 40 лет евреев по пустыне
Вот, право, обидно!
Каждый раз, когда перечитываю Тору, прямо плакать хочется.
Знаете, от чего? От несоответствия эталона и действительности. И еще от того, что за три с половиной тысячи лет ничегошеньки в нас не изменилось к лучшему.
Вот сравним себя, например, с евреями, блуждающими по пустыне.
Бродили они по ней, как известно, сорок лет. А все потому, что, как прокомментировали этот исторический отрезок мудрецы, «гораздо проще было Моисею вывести евреев из рабства, чем вывести рабство из евреев».
И вот это самое концентрированное гадостное внутреннее рабство (так и не изжитое до конца, отметим, и за сорок лет) буквально на каждом шагу в этой пустыне так и прет и вываливается наружу.
То им, видите ли, Золотого Тельца подавай, то мяса (причем, Тора, не стыдясь деталей, докладывает нам, что, получив оное, они жрали так, что полезло из ноздрей), ну, а на этот раз (это я очередную недельную главу штудирую) у них какая-то вегетарианская тоска. Мол, «мы помним… огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок».
Это они к тому, что в Египте перечисленные продукты и за еду не считались и буквально валялись повсюду: бери — не хочу, а в пустыне таких деликатесов нет.
Ну, вообще-то, в пустыне и груш тоже нет, и яблок, и редиски (последнее, чтоб вы знали, считалось самым изысканным кушаньем во времена существования Храма и подавалось только царям и придворным в количествах, схожих с «икрой заморской баклажанной» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»). И баклажанов, кстати, тоже нет. Так почему же евреи выбирают для жалобы только пять овощей из означенного списка?
Чтобы ответить, добавим немного мистики.
То ли было так на самом деле, то ли весь секрет в воображении (типа, представьте себе, что жуете лимон, и сразу почувствуете кислоту во рту), но… мудрецы утверждают, что тот самый порошкообразный белый ман (манна небесная), ежедневно выпадавший в пустыне (да уж не галюциногенное ли что-то это было?), мог принимать любой вкус по желанию клиента.
Любой, кроме… ну, правильно: огурцов, дынь, зелени (по некоторым мнениям, конкретно лука-порея), лука и чеснока.
Вот и возникает вопрос: почему же это Высший Химик, создавший формулу мана, не включил туда соответствующие вкусы и тем самым довел толпу до возмущения? Потому как, ну, любили они огурцы. Так как же можно тогда их этих огурцов лишать?
Комментаторы практически единодушны.
Дело в том, что, по их мнению, означенные продукты при общей их полезности вредны кормящим женщинам. Вернее, их грудным младенцам, которые через материнское молоко из-за этих самых огурцов и тому подобного могут получить проблемы со здоровьем.
Собственно, это и есть основная причина возмущения основной массы народа.
- Сколько тех кормящих женщин среди нас? — вопрошают они (по мнению комментаторов) Моисея, а через него самого Творца.
- Ну, 10 %, ну, 20 %. И что, теперь из-за них всем страдать? Пусть, если им это вредно, они сами свои рецепторы контролируют. Пусть не загадывают себе вкус огурцов. Пусть не представляют себе эти зеленые и пупырчатые. Или.., в конце концов, он Царь или не Царь? Всемогущий или не Всемогущий? Пусть сделает так, чтобы для нас ман оборачивался огурцами, а для них — клубникой со сливками. Потому как просто невмоготу нам без огурцов!
Смешно немножно, не правда ли? Но именно в этом маленьком сюжетике из Книги книг и таится важная идея.
Потому что в ответ на означенную претензию Б-г говорит (опять же, по мнению комментаторов) евреям, что они не правы, и что ни первое, ни второе их предложения не катят.
Ведь представим себе кормящую женщину. Она и так особо нервная и чувствительная, а тут еще ей огурцов недодают. В смысле, она, может, и понимает, что ее ребенку это вредно, но ведь хочется, а желания не каждый умеет контролировать.
А еще тут эти по соседству ман жуют и нахваливают его огурцовый аромат. Обидно же! Почему им можно, а мне нельзя? Почему меня ограничили? Почему не полагаются на мою способность сделать осознанный выбор в этом меню вкусовых фантазий?
Так вот: чтобы ни одна (даже если она всего одна!) из народа не почувствовала себя ущемленной и дискриминированной, весь народ лишается огурцов.
Ну, и дынь, и лука, и чеснока, соответственно.
Потому что все равны.
Так должно быть по Высшему замыслу!
И так никогда не бывает!
Вот почему плакать-то и хочется. От лука. То есть в переносном смысле — от лука. От лука из этого отрывка Торы.
От того, что из-за мелких эгоистичных прихотей (будь то жратва или министерский портфель) мы и сейчас, как тогда, готовы переругаться вдрызг и забыть о том, что любовь-то гораздо важнее огурцов!
Эстер СЕГАЛЬ