Фото: stihi.ru
— Шалом, рав Эссас! Мой знакомый атеист спрашивает: «Если Б-г всесилен, то почему столько зла вокруг? Почему Он не устранит это зло и его истоки?»
Я не смог ответить… Пожалуйста, подскажите.
Елемелех. Украина
— Не переходя на личности, нельзя все же не отметить, что Ваш знакомый атеист не имеет понятия о том, что такое Всевышний, Творец мира, и зачем Он сотворил мир. Поэтому и задает такой вопрос. К сожалению, многие евреи, даже среди верующих и соблюдающих, тоже задаются этим вопросом, не зная ответа на него.
В корне подобных мировоззренческих проблем — неверное представление, что Всевышний сотворил людей роботами, которые должны работать как машины, что весь мир вокруг — автоматизированная площадка.
На самом же деле это совсем не так.
Всевышний, создавая мир, вложил в него и позитивные, и негативные явления. И сотворил человека так, что он, человек, может сам принимать решения, идти ему направо или налево. Поступить правильно или ошибиться. Совершить добро или поступить иначе.
Желание Творца — чтобы человек выбрал правильную дорогу, дорогу Добра. Всевышний заинтересован только в таком выборе. Именно — в выборе. Ибо Он дал нам такую возможность — выбирать. И мы выбираем, мы не действуем, словно роботы. Мир чрезвычайно сложен. Поэтому в помощь нам Всевышний даровал Тору. Следует отчетливо осознавать, что Тора тоже не превращает нас в роботов. Это, образно говоря, своего рода «географическая карта», по которой можно ориентироваться и выбирать собственный жизненный путь. Подчеркну — выбирать.
Творец помогает нам делать правильный выбор, но не решает за нас. Его помощь состоит, кроме прочего, в том, что Он раскрывает нам в Торе возможные последствия тех или иных поступков. За что-то — награда, за что-то — нечто иное.
Неоценимую, существенную помощь оказывает нам Всевышний и множеством примеров, наглядно демонстрирующих, к каким результатам ведут те или иные решения и их практическое осуществление. Речь — и об одном человеке (частное лицо), и о группе людей (народ, страна и т.п.). Эти многочисленные примеры находим в Торе, в Танахе и в Устной Торе (Талмуд и т.д.).
Более того. Творец разворачивает перед нами эти примеры с перспективой во времени — показывая, как совершенный сегодня поступок может отразиться на состоянии дел, допустим, через год или даже через несколько поколений.
В завершении всей этой колоссальной многослойной картины, чтобы человек не запутался, Творец мира со всей ясностью раскрывает, что Он ожидает от нас. Чтобы никто не мог сказать, что он жил, не зная ничего, в полной темноте.
Ну и последнее. Всевышний — не безучастный наблюдатель и не «болельщик на стадионе», который в принципе стоит за Добро и не любит Зло. Все тут совершенно иначе.
Всевышний обещал нам, что в ситуации, если мы делаем правильный выбор, Он придет на помощь. И будет помогать, естественно, в той мере, в которой Его помощь (не по нашему желанию и не по нашим представлениям) на самом деле требуется, и в тот момент, когда это человеку действительно нужно.
Так, чтобы в конечном итоге в мире всегда была Справедливость.
Отвечал Рав Элиягу ЭССАС