БАГАЦ и его ВМЕШАТЕЛЬСТВО
В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЛА
Часть 3
Йорам Шефтель
Сейчас мы рассмотрим то, как БАГАЦ вмешивается в сугубо политические дела. Речь пойдет о выселении жителей из домов и разрушении поселений. А также о государственных национальных программах и программах в сфере безопасности, на которых был основан итнаткут – план Размежевания.
Эти программы были призваны воплотить в жизнь насущную потребность общества. Таким образом, оправдывалось нарушение прав человека – то, что израильтян выселяют (этот термин использовался вместо слова изгоняют) из своих домов. Да, действительно такие намерения, как достижение мира, безопасности, международное признание, улучшение демографической ситуации и.т.д. – были положены в основу закона о размежевании и в основу национального существования.
БАГАЦ говорил, что размежевание действительно принесет нам мир, безопасность, международное признание, улучшение демографической ситуации. Все эти иллюзии рассыпались при столкновении с действительностью. Вместо мира и безопасности, в сторону государства Израиль начали лететь десятки тысяч ракет. Десятки тысяч ракет и террористы, которые пришли к власти в Секторе Газа, – вот тот мир и безопасность, которую должно было принести размежевание. Они думали, что ради достижения этих результатов стоило изгонять евреев из своих домов. Нет ни одного другого суда в мире, который вынес бы такое постановление. Не было даже суда по этому вопросу.
И, помимо этого, есть вмешательство в работу Кнессета. Это началось с совсем небольшого дела.
БАГАЦ отменил решение Кнессета отстранить от работы на 6 месяцев Флатто–Шарона. БАГАЦ вмешался на том основании, что обсуждение этого решения велось не по правилам.
Тем самым был нарушен принцип невмешательства в работу народных избранников. Вот, что сказано в приговоре Верховного суда по этому делу:
”Порядок работы Кнессета – это его внутреннее дело, касающееся исключительно законодательной власти, и у него есть инструменты для самоконтроля”.
И продолжение :
”Решения Кнессета во всем, что связано с взаимоотношениями между ним и правительством, несут, в основном, тяжелую политическую нагрузку, от которой системе судебной власти, очевидно, стоит держаться на расстоянии. Но, когда причинен ущерб парламентской жизни, сущностным принципам нашего законодательного режима, – тогда надо вмешаться в работу Кнессета”.
И с этих пор БАГАЦ указывал Кнессету, на каких условиях и когда он может выражать доверие или недоверие правительству. Нет ни одного суда в мире ни в одном демократическом государстве, который когда–либо занимался обсуждением этого вопроса. Например, какие законы можно, а какие – нельзя выполнять во время парламентских каникул и.т.д.
По сути дела, сегодня Председателем Кнессета является диктатор по имени БАГАЦ.
Профессор Рут Габизон, самый последовательный из всех израильских профессоров, критик диктатуры БАГАЦа, – не была допущена Бараком до работы в Верховном суде. Вот, как он объяснил это: “У нее свои политические предпочтения”.
А что, у самого Барака нет своих политических предпочтений? Проблема в том, что политические предпочтения Рут Габизон противоречат политическим предпочтениям Барака, а диктаторы не любят, когда чьи–то предпочтения противоречат их личным.
Поэтому Рут Габизон не добралась до Верховного суда. Барак наложил вето на то, что она будет судьей в Верховном суде. Вот, что говорит Рут Габизон :
”Ни в одном демократическом государстве нет ничего подобного тому, как БАГАЦ вмешивается в работу Кнессета. Это пробуждает серьезные вопросы”.
На первый взгляд, та диктатура, которая сложилась у нас на сегодняшний день, полновластна или почти полновластна. БАГАЦ может обсуждать любой вопрос, любой человек может подать иск в БАГАЦ, и БАГАЦ, руководствуясь принципом приемлемости, может аннулировать любой, без исключения, указ правительства.
Совершенное полновластие! Больше ничего и не нужно. Но, аппетит приходит во время еды. И вот уже в БАГАЦе опасаются, что иногда бывают настолько ясные, настолько однозначные формулировки законов, что эти законы нельзя будет отвергнуть, руководствуясь лишь принципами приемлемости.
И вот тогда на помощь пришла законодательная революция. Такое определение дал БАГАЦ появлению двух основных законов: Основного закона о достоинстве человека и его свободе и Основного закона о свободе деятельности.
Вот, что говорит об этой революции БАГАЦ:
“Законодательная революция началась в Кнессете в марте 1992 г. Кнессет вручил государству Израиль Декларацию прав человека. Эта законодательная революция явилась плодом многолетнего развития законодательного процесса”.
Ничего подобного никогда не было. Не было в Израиле законодательного процесса в составлении основных законов, который бы продолжался долгие годы и имел множество аспектов. Не было. Ни один из основных законов, изданных до этого, не давал никаких прав жителям Израиля, кроме Основного закона о Кнессете, который дает право голосования каждому человеку, каждому без исключения гражданину государства. Это единственное право, которое давали все вместе Основные законы до появления Основного закона о достоинстве человека и его свободе и Основного закона о свободе деятельности. Вот, что Барак говорит дальше, объясняя смысл законодательной революции:
“Термин «достоинство человека и его свобода» должен приобрести свое полное значение. Надо придать ему такое же содержание, какое эти ценности: достоинство человека и его свобода – имеют в еврейском и демократическом государстве Израиль ”.
На основе чьих представлений будет установлена сущность этих терминов? На основе представлений просвещенной части общества в Израиле или, иными словами, крайне левой его части.
“Поэтому в рамки закона «О достоинстве человека и его свободе» были включены такие понятия, как равенство, свобода самовыражения, свобода вероисповедания, свобода творчества, свобода собраний, свобода трудовой деятельности. Все эти понятия являются выражением достоинства человека и его свободы в еврейском демократическом государстве”.
Теперь смотрите: перед вами юридический грабеж в самом ярком своем проявлении за всю историю государства Израиль. Если вы прочитаете Основной закон о достоинстве человека и его свободе, вы ни разу не найдете там упоминания тех базовых принципов, о которых говорит Барак, что они, якобы, прописаны в Законе.
В Основном законе о достоинстве человека и его свободе ничего не сказано о свободе самовыражения, о свободе вероисповедания, о свободе творчества, о свободе собраний, о свободе объединений. Нет даже упоминания. Ничего. Там упоминается целая серия специфических прав. Таких, как: право на свободу; право, чтобы в твоих вещах не проводился обыск и.т.д. Но, там нет и упоминания о тех правах, которые, по мнению Барака, должны быть в этом законе.
Продолжение следует
Йорам Шефтель – один из ведущих израильских адвокатов
Источник — Видео, иврит
Перевод Т.Вишневецкой — Мишпат Цедек
Май 2020
Эффективность диктатуры как формы осуществления власти зависит от того, с какими задачами приходится сталкиваться обществу и государству в конкретных исторических условиях. Она может оказаться очень полезной в условиях противостояния с внешним врагом или для разрешения острого внутриполитического или социально-экономического кризиса. Если диктатор пользуется поддержкой большинства населения, то сосредоточение власти в одних руках может быть эффективным для решения как неотложных, так и долгосрочных задач развития общества. В то же время, увеличивается опасность волюнтаристских, неоптимальных решений, а диктатор может утратить чувство меры или сделать укрепление собственной власти самоцелью.