Пастернаки ведут свою родословную от великого комментатора Торы дона Ицхака Абарбанеля. А значит — от царя Давида, до кого Абарбанели доводят свою генеалогическую линию. Понятно, что в жилах поэтов всегда течёт царская кровь. Немало раввинов, поэтов, философов и медиков выросли на абарбанелевом родословном дереве. Старейший в Израиле центр психиатрической помощи, открытый в Хайфе в 1944 году, назван «Абарбанель» — в честь рава и поэта Йеуды Абарбанеля, старшего сына дона Ицхака и всемирно известного врача,«одного их крупнейших философов-неоплатоников эпохи Возрождения». Итальянцы звали доктора «Леоне Хебрео» (еврей Лео). Среди царей-поэтов — и умерший в 1667 году в Амстердаме рав Йона Абарбанель, автор знаменитых элегий.
Вообще-то Абарбанели чаще работали финансистами и пользовались в этой роли чрезвычайным авторитетом. Отец Ицхака рав Йеуда, как впоследствии и его сын, был финансовым советником покровителя мореплавания короля Португалии Альфонсо V (1432-1481), одного из организаторов «эпохи великих географических открытий». Правнук дона Ицхака, рав Шмуэль (1473-1531) — финансист вице-короля Неаполя дона Педро де Толедо (1484-1553)…
Пишу я о доне Ицхаке сейчас, в эпоху «холерного коммунизма» — с бесплатными автобусами, замороженными работой и налогами, закрытыми на «железный занавес» границами — потому, что в его дни Создатель тоже перевернул страницу и поменял мир. Да и первое юношеское сочинение рава Ицхака: «Атерет зкеним», «Корона старцев», посвящённое тому, как Б-жественное Провидение ведёт народ Израиля через беды к Освобождению — по иронии судьбы удивительно созвучно нашему времени.
Вот одна из легенд о происхождении рода Абарбанелей. Во время Крестовых походов потерялся мальчик Йосеф, он вырос в семье католического священника, затем был вынужден скитаться. Родители, уверенные в гибели сына, назвали «Йосефом» другого родившегося ребёнка. Старший Йосеф отыскал семью и, чтобы избежать путаницы, поменял имя на Авраам — в честь много скитавшегося нашего праотца. Постепенно за ним закрепилось прозвище «Бен-Кель» (сын Б-га), из него и «Авраама» возникла фамилия Абарбанель.
Семья поселилась в Толедо и Севилье, стала богатой и знаменитой. Прадед Ицхака рав Йеуда был сборщиком налогов и финансистом кастильских королей; дед, рав Шмуэль, пользовался влиянием при кастильском дворе; известно, что в 1388 году он служил королевским казначеем Андалусии. Возможно, во время страшных погромов 1391 года он, спасая жизнь, принял христианство, но в тайне соблюдал еврейские закон; при первой возможности семья бежала в Португалию, где к евреем относились более терпимо. Абарбанели поселились в Лиссабоне и вскоре начали занимать важные государственные посты, рав Йеуда стал одним из ближайших царедворцев короля Альфонсу V.
Ицхак родился в 1437 году, получил блестящее образование, как еврейское — у раввина Лиссабона Йосефа ибн Хаюна, главы мудрецов Португалии, так и светское. Он владел многими языками, был знатоком разнообразных наук, прекрасно знал философию и классическую литературу — еврейскую, арабскую, греческую, испанскую… Поддерживал связи с христианскими учёными и мыслителями, а после смерти отца в 1471 году сделался казначеем и финансовым советником короля. Царь ценил и поддерживал дона Ицхака, семья богатела и выстроила себе великолепный дворец. Альфонсу V был не особенно властолюбив, раздавал приближенным земли и в 1477-м на год, после неудачной военной компании, отрекался от престола в пользу сына. Однако Жуан II, вернувший было корону отцу, стремился к власти абсолютной. Он был хорошим военачальником и человеком «без комплексов». Когда в 1481 году Альфонсу умер от чумы, Жуан начал прижимать аристократию — «я хочу быть королём лордов, а не слугой слуг». Пошли заговоры, дона Ицхака обвинили в соучастии — и, не дожидаясь «последствий» (Жуан знал один способ воспитания — казнь), рав бежал в Испанию и поселился в городишке Сегура у португальской границы. Всё его имущество новый властитель реквизировал, хотя, после письма дона Ицхака о своей невиновности в заговорах, выпустил к нему остававшихся в заложниках жену, трёх сыновей и дочь.
Министр-миллионер оказался нищим. Вывод, который он сделал, звучал так: «Все годы, которые я провёл при дворе короля, я был всецело поглощён его заботами и не было у меня свободного времени для Торы — я даже не притрагивался к книгам. Так я провёл свои дни в суете и годы посвятил тщетному, добиваясь почестей и богатства. И вот, всё это утеряно. Теперь, когда я стал неимущим скитальцем, я могу возвратиться к изучению священных книг». Он перебирается в Толедо и берётся за комментарий к Танаху, в полгода завершает его к книгам Йешуа, Судей и Шмуэля. Во время работы над Книгой царей в 1484 году последовал вызов во дворец — король Испании Фердинанд II звал дона Ицхака на должность казначея. В 1479 Фердинанд, тогда властитель Арагона, заключил брак с королевой Кастилии Изабеллой и их царства объединились в Испанию. Вскоре началась война с последним оплотом мусульманской власти — Гранадой, шедшая с переменным успехом почти 12 лет и истощившая казну (тогда ¾ бюджета государства составляли военные расходы) — стране требовался финансовый гений. Благодаря мастерству казначея Испания не разорилась и победила к началу 1492 года — и сразу христианнейшие монархи вспомнили, что евреи нарушают благолепие картины. Указ об изгнании из Испании всех некрестящихся вышел 31 марта — евреи должны уйти до 31 июля. Затем добавили 2 дня, ведь на 2 августа падал тогда трагический день 9 Ава.
Дон Ицхак уже переехавший в Гвадалахару, где находилась ешива его друга, рава Ицхака Абуава, возвращается ко двору, поднимает всех на ноги, добивается 3 аудиенций короля и 1 у королевы, во главе делегации еврейских лидеров предлагает правителям 30000 дукатов за отмену указа — но врывается Великий Инквизитор, еврей-выкрест Торквемада, бросает на стол распятие и 30 монет, вопит притчу про «30 серебренников» — и завершается блестящая история испанского еврейства.
От предложений остаться дон Ицхак отказался и возглавил изгнанников. Драма изгнания отразилось на всём его последующем творчестве. Он опишет судьбу несчастных — «от многих осталось немного».
Сперва он найдёт приют в Неаполе, но через 2 года войска французского Карла V захватят Неаполь. Король Альфонсо II бежит в Корфу, с ним его новый финансовый советник; после отступления французов они возвращаются в Неаполь. Дом рава разграблен, ценнейшая библиотека уничтожена. Но мудрец пишет, ведь он уже оценил сравнительную ценность имущества и Закона; уделяет особое внимание теме мессианского Освобождения. Комментирует весь Танах, причём не только с лингвистических или мидрашных позиций, но и, как мастер этого дела, в аспектах социально-политических. Он привлекает и толкования христианских экзегетов, идеи философов и учёных. Комментирует «Путеводитель блуждающих» Рамбама, а с особой аналитической и философской силой — Пятикнижие. В 1503 его зовут в Венецию, где трудится врачом старший сын — гений финансов должен разрешить финансовый конфликт между Венецианской республикой и Португалией.
В 1508 году рав покинет мир. Он похоронен в соседней с Венецией Падуе, еврейское кладбище позднее будет разрушено и место могилы неизвестно. А душа его живёт во всех наших ешивах, где постигают труды мудрецов.