Французский мим Марсель Марсо в течение 60 лет завораживал зрителей во всем мире своим персонажем — клоуном Бипом. В минувшие выходные король пантомимы ушел из жизни. Ему было 84 года.
Марсо, который в одиночку сумел возродить искусство пантомимы после Второй мировой войны, умер. Его похоронят на кладбище Пер-Лашез, расположенном в центре Парижа.
Президент Франции Николя Саркози выразил свои «чувства преклонения и уважения» перед человеком, который выбрал подмостки сцены, чтобы «донести до зрителя совершенство». А министр культуры Кристин Альбанель назвала имя этого великого мима «синонимом точной дисциплины пантомимы, которой он занимался с присущим ему чувством поэзии и нежности».
«Он говорил в тишине. И вот что удивительно, в то время как многие люди говорят и умудряются так ничего и не сказать, для него именно тишина стала проводником мелодии языка», — убежден французский критик Жак Шансель.
Артист, настоящее имя которого Марсель Мангель, родился в семье шойхета, еврейского резника, увлеченного социалистическими идеями. Место его рождения — французский город Страсбург, расположенный на границе с Германией. Когда нацисты в 1940 году оккупировали Францию, Марсель и его старший брат Алаин убежали в город Лимож, где Марсель начал изучать декоративные искусства. Полученное образование весьма пригодилось двумя годами позже, когда братья присоединились к Движению французского Сопротивления и Марсель стал заниматься подделкой удостоверений личностей для молодых французов, пытавшихся избежать принудительной отправки на работы. Чтобы скрыть собственное еврейское происхождение, Марсель изготовил поддельные паспорта для себя и брата, взяв фамилию Марсо, принадлежащую известному генералу, сражавшемуся во Французской революции.
В 1943 году, по инициативе кузена, молодой Марсель присоединился к движению по переправке еврейских детей из Франции в Швейцарию. «Под видом лидера бойскаутов я брал с собой 24 еврейских ребёнка, одетых в бойскаутскую униформу, и вел их через леса к границе, откуда их переправляли в Швейцарию», — рассказывал Марсо в одном из своих интервью. Он предпринял этот рискованный переход трижды и спас таким образом более 70 детей.
После освобождения Парижа в 1944 году Марсо присоединился к французской армии. Благодаря знанию английского языка он был назначен офицером связи в Третьей армии генерала Джорджа Паттона. Именно там он добился первого профессионального успеха. «Я развлекал генералов пантомимой, и первая статья обо мне появилась в армейской газете «Звезды и полосы», — рассказал актер в одном из интервью.
В конце войны Марсо возвратился в родной Страсбург. Вскоре после этого он узнал, что его отец был депортирован в 1944 году и умер в Освенциме. Все это было запечатлено им в пьесе «Воспоминания Бипа». Создав в 1947 году образ Бипа — белолицего клоуна в полосатом свитере и потрепанной шляпе, Марсо получил всемирную известность.
Его постановки, многие из которых стали классическими, шли на лучших площадках, включая театр Сары Бернар и театр Елисейских полей.
Сам Марсо писал о своей книге так: «Я отобразил воспоминания об отчем доме, о том, как мой отец брал меня на карусель, я показал жизнь и смерть на войне, я показал Гитлера».
Три раза Марсо выступал в Израиле: первый раз — в 1949 году, и последний — в 1995-м.
В 1978 году Марсо создал Парижскую школу пантомимы. В 1996 году он основал фонд для поддержки искусства пантомимы в США.
Марсо удостоен многочисленных наград, в том числе ордена Почетного легиона — высшей государственной награды Франции. За свои работы на телевидении он получил премию «Эмми». В 2002 году Марсо стал послом доброй воли ООН.
По материалам Jewish.ru