Незнание — это сила

Нет рационального объяснения и нашей поразительной живучести и выживаемости, несмотря на тысячелетия преследований и издевательств. И вот что особенно поражает: почти все те, кто преследовал нас, ушли из истории, а мы живы. И не просто живы, а чуть более полувека назад вновь создали еврейское государство, и не где-нибудь, а на земле наших предков, в Эрец Исраэль, именно там, где оно и существовало на протяжении тысячелетия 20 веков назад. «Выживание еврейского народа в истории, его неистребимость, продолжение его существования как одного из самых древних народов мира в совершенно исключительных условиях, — писал Николай Бердяев («Философия свободы» в книге «Судьба России», Москва, «Эксмо-пресс», 1999), — та роковая роль, которую народ этот играет в истории, — все это указывает на особые мистические основы его исторической судьбы».

Творец избрал нас из всех народов для исполнения определенной роли в истории и с этой целью заключил с нами два договора-союза: союзы миссии и судьбы. «Быть царством священников и народом святым» (Шмот, 19:6), нести миру Слово Б-га — это союз миссии. «Быть ответственным друг за друга» (Талмуд, трактат Санхедрин, 37а) — это союз судьбы, единой судьбы всего народа. Только так народ может выполнить возложенную на него миссию. «Еврейство существует в мире для того, чтобы доказывать всем народам существование тайны национальной и тайны религиозной… В вопросе этом чувствуется судьбина Б-жья в истории» (Николай Бердяев «Философия неравенства. Письмо IV О нации». В той же книге «Судьба России»).

На протяжении 31 из 33 веков нашего существования иудаизм определял нашу принадлежность к еврейству. «Нет такого пустого (человека) в Израиле, в котором не было бы Торы и заповедей», — утверждает Талмуд (Трактат Шаббат, 105б). В Нью-Йоркской городской библиотеке хранится книга со штампом «Общество дровосеков по изучению Мишны в Бердичеве». Бердичевские дровосеки XVII — XIX веков изучали устную Тору: Мишну и Талмуд! Тора сплотила нас в народ, Галаха сформулировала законы нашего существования. Законы кашрута и шаббата защитили нас от ассимиляции.

Б-г, Тора и Израиль едины

Та критическая ситуация, в которой оказался сегодня еврейский народ, не однажды возникала в нашей истории, и не однажды раздавались призывы: «Приведем иудаизм в соответствие с жизнью!» Воистину прав Джордж Оруэлл, автор романа «1984»: «Незнание — это сила!» И не иначе как для наших сегодняшних критиков Галахи писал более ста лет назад рабби Ш.-Р. Гирш в комментариях к Торе (на Шмот, 21:36): «Еврейский закон создан не людьми и уж, конечно, не является детищем иерархии священников». И еще (на Шмот, 19:10-13): «Еврейская религия и Еврейский закон… не произошли от верований, владевших людьми в тот или иной период. Они не являются ограниченными во времени человеческими представлениями о Б-ге, о земном и

Б-жественном. Они дарованы самим Б-гом, они содержат идеи, которые по воле Б-га должны на вечные времена формировать представления людей о Б-жественном, но, прежде всего, о человеке и делах человеческих. И как раз то сопротивление, на которое натолкнулся Закон, и является самым убедительным доказательством его Б-жественного происхождения».

Рабби Гирш имеет в виду эпизод с золотым тельцом. Напомним, что всего лишь через 40 дней после Синайского Откровения в прямое нарушение заповеди «Не делай себе изваяния и всякого изображения…, не поклоняйся им и не служи им…» (Шмот, 20:4-5), изготовили сыны Израиля золотого тельца, решив, что «этот человек Моше» уже не вернется с горы Синай. «Вот твой Б-г, Израиль!» (Шмот, 32:8), — кричала толпа, танцуя вокруг тельца. Рабби Ицхак Магризо («Меам Лоэз», т. 10, NY/Jerusalem, Moznaim Publishing Co, 1989) показал — сооружением золотого тельца народ совершил 5 грехов:

1) Восстал против Б-га, повелевшего: «Да не будет у тебя других богов» (Шмот, 20:3);

2) Изготовил идола;

3) Поклонился ему;

4) Принес идолу жертвы;

5) Объявил его Б-гом Израиля.

Изготовление золотого тельца ясно доказывает, что Еврейский закон не возник в среде народа, иначе не отвергли бы они тельца с такой поспешностью и не смотрели бы потом с полным безразличием, как Моше уничтожает его. Да и как мог возникнуть Закон, 613 заповедей Торы в среде людей, пребывавших последние 116 лет в рабстве! «Поколение пустыни» оказалось не готовым к принятию Закона Небес, поэтому и сказал Всевышний Моше: «Уничтожу Я их, а от тебя произведу великий народ» (Шмот, 32:10). Но Моше убедил Б-га не уничтожать народ, но дать ему «вторую попытку» (предоставление «второй попытки» — возможности раскаяться и исправиться — фундаментальное положение иудаизма). Моше «нашел милость в глазах Б-га» (Шмот, 33:17), и Он поступил «по слову Моше» и повелел ему вырубить из камня новые плиты. Эти чистые плиты, которые народ через Моше принес Всевышнему, выражают просьбу евреев вернуть им Закон. Всевышний «собственным перстом» начертал на них те же самые заповеди слово в слово, что были на Первых Скрижалях (Дварим, 10:12), которые Моше разбил, когда, спускаясь с горы Синай, увидел золотого тельца. Таким образом, не Закон приспосабливается к народу, а наоборот, народ — к своему Еврейскому закону, Галахе, ибо абсолютен Закон, как и Сам Создатель его. Галаха обеспечивает нашу связь со Всевышним, Его покровительство: «Вовек Я не изменюсь и буду терпелив к народу Израиля» (Иешаягу, 46:4). Не однажды в нашей истории у тех или иных групп евреев диаспоры складывались неадекватные условия жизни, и по тем или иным причинам ослабевали связи с прошлым, забывалась традиция (жизнь в согласии с Торой). Но только тогда сохраняли они свое еврейство, когда находили в себе силы вернуться к Торе, ибо «древо жизни она для тех, кто ее соблюдает» (Притчи, 3:18).

Кто мы — евреи?

«Еврейство — понятие динамическое, — утверждает упомянутый выше Анатолий Пинский и продолжает, — вполне можно говорить о «полных» и «частичных» еврея, о «евреях по рождению» и «евреях по духу» или о «евреях по сопричастности». Например, я считаю себя русским, но при этом я отчасти еврей, а еще в малой мере поляк».

«В действительности понятие «еврей» не получило еще своей определенности», — вторит ему Иосиф Кременецкий в статье «Формирование менталитета евреев в СССР». (Интернет-журнал «Заметки по еврейской истории» № 30, 25 июля 2003).

«Сейчас, как и в другие переломные периоды истории, происходит новое осмысление своей национальной принадлежности. Формируется новая национальная общность, которая будет называть себя евреями, например, по убеждениям или по национальной традиции, или по родовым корням, а не по соблюдению заповедей религиозного иудаизма, — утверждает Светлана Бусыгина и заключает, — формируется новый тип современного еврея со своей национальной культурой, который становится привлекательным для подражания очередным («потерянным» — С. Д.) поколением!» (Статья «Национальность: ассимилированный еврей (оптимистический взгляд на смешанный брак)». Интернет-журнал «Заметки по еврейской истории», № 38, 27 января 2004 г).

А недавно два израильских физика — профессора Бар-Иланского Университета Марк Перельман и Мирон Амусья — сделали вообще сенсационное заявление. В статье «Можно ли выработать дефиницию: «Еврей»? (Интернет-журнал «Заметки по еврейской истории» № 4 (53), апрель 2005) они утверждают: «Выработать универсальное определение «Еврей» в принципе невозможно (выделено мной — С. Д.)… Остается лишь принять это понятие интуитивно и следовать ему — по обстоятельствам, но на основе наших общепринятых (но тоже формально не полностью определенных даже в Галахе) этических норм». Этого постулата им показалось мало, и они заключили статью следующим обращением к читателям: «Если кто-то пытается заставить вас поверить в то или иное определение понятия «еврей», вы должны знать, что перед вами либо человек очень в чем-то заинтересованный, либо, скажем помягче, не слишком образованный».

Сильно сказано, им тоже было бы полезно напомнить приведенные выше слова из «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца: «Вы так невинны, что можете сказать страшные вещи».

Невинны или невежественны?

По-видимому, «просвещенные невежды», ведь, судя по их публикациям, они достаточно знакомы с ТАНАХом. Но еще 2000 лет назад говорил Гилель, что «невежда не боится греха» (Авот, 2:5). Просто им захотелось эпатировать читателя, и в качестве доказательства они воспользовались аналогией: вот и для науки физики нельзя дать лучшего определения, чем сказать: «это то, чем занимаются физики» (перифраз известных шуточных слов академика А. Н. Колмогорова: «Математика — это то, чем занимаюсь я и…». Он привел имена еще нескольких крупных математиков). А вот что пишет рабби Адин Штейнзальц в статье «Что такое «еврей»?» «Неважно, будет ли такая дефиниция носить национальный, религиозный или биологический характер и каковы окажутся его составляющие. Важно, чтобы она затрагивала самую суть проблемы, а значит, и определяла рамки еврейского бытия» (выделено мной С. Д.).

Продолжение следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора