Суккот — это праздник радости, пожалуй, единственный в году, которому подходит традиционное приветствие «Хаг самеах». В отличие от Песах, Шавуота, Рош-Хашана, Йом Кипура, Хануки, Пурима и других знаменательных дат еврейского календаря, он не связан ни с каким конкретным историческим событием или явлением.
Во все другие праздники при чтении Торы упоминаются относящиеся к ним события. В Суккот же читают отрывок, повествующий сразу о всех праздниках. Два других «регалим» — Песах и Шавуот — имеют дополнительные названия, которые напоминают о породивших их событиях. Песах называют «зман херутейну», время нашей свободы; Шавуот — «зман матан торатейну», время дарования Торы. А Суккот — это «зман симхатейну», время нашей радости.
В Мишне и других источниках Суккот называют просто «Хаг» — праздник.
В философском смысле Суккот принципиально отличается от других еврейских праздников. В Песах мы торжественно отмечаем Исход из Египта. К радости этого события примешиваются другие эмоции. Символы пасхального Седера напоминают нам не только о чуде выхода из египетского рабства, но и о горечи неволи. Если мы отсеем радость избавления и перенесем ее на другой «полюс года», то получим Суккот, семидневные празднества в честь Исхода (ведь каждый наш праздник, каждая суббота — это «зехер ле-Ециат мицраим» — напоминание об Исходе из Египта). Кстати, Суккот, как и Песах, начинается тоже 15 числа «первого месяца». Только в первом случае это осенний месяц тишрей, а во втором — весенний нисан. И тот, и другой традиция называет «первым месяцем». У каждого из двух начал есть своя подоплека: в тишрее Б-г сотворил мир, а нисан удостоился стать «первым», «чтобы будущие поколения знали… когда Я вывел их из Египта».
Шавуот празднуется в честь дарования Торы. События, произошедшие у горы Синай, наполнены страхом и трепетом, дополняющими воодушевление. Отсейте радость «матан-Тора», добавьте ее к Суккоту (подобно тому, как сам Шавуот является «дополнением», «прицепом» к Песах), и вы получите Радость Торы, Симхат-Тора, самый веселый день в календаре, которым мы заканчиваем семидневный Суккот, празднуя завершение годичного цикла чтения Торы и начало нового цикла.
Теперь возьмем Дни трепета — Рош-Хашана и Йом Кипур. Это серьезные, грозные дни, наполненные размышлениями, молитвами и раскаянием. Такая атмосфера, мягко говоря, не способствует веселью. Но в конце Дня Искупления мы испытываем душевный подъем и облегчение. Мы уверены, что Б-г простил наши прегрешения и присудил нам жизнь и ее блага на весь начавшийся год. Впрочем,
Б-жественный суд продолжается и после Йом Кипура в течение всей недели Суккот. Приговор окончательно утверждается в Хошаана-Раба, седьмой день праздника, когда хазан, облачившись в белый «китель», просит Тв-рца под традиционную мелодию Рош-Хашана записать нас в Книгу Жизни. Однако теперь наши молитвы о ниспослании доброго, счастливого года читаются в атмосфере не страха и трепета, а радости, без которой невозможна искренняя и самоотверженная любовь к Тв-рцу.
Получается, что Суккот — это не столько самостоятельный праздник, сколько кульминация радости в календаре, настоящий урожай радости, собранной со всего цикла еврейских праздников.
Скорее в галут!
Почему сразу после Йом Кипура мы покидаем свои дома и переселяемся в сукку, хлипкий шалаш с кровлей из ветвей и листьев? «Это на всякий случай, — поясняет рабби Элиезер. — А вдруг Небесный суд приговорил нас к новому изгнанию в Йом Кипур. Поэтому мы спешим поскорее взвалить на себя бремя галута».
Расчет здесь простой: если мы сами исполнили суровый приговор, то Б-гу нет нужды подкреплять его. Ведь не зря мудрецы Талмуда учили: «Когда справедливый суд вершится внизу, на земле, — отпадает необходимость в небесном суде». Если мы строго относимся к себе, Вс-вышний восстанавливает баланс: широко открывает для нас врата милосердия.
Четыре растения
Заповедь вознесения четырех растений, «арба миним», в праздник Суккот так сформулирована в книге «Ваикра» (раздел «Эмор»): «И возьмите себе в первый день плод дерева великолепного, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и радуйтесь перед Б-гом, Г-сподом вашим, семь дней» (23:40). «Плод дерева великолепного» — на иврите «при эц адар». Это этрог (цитрон), поскольку, как поясняет комментатор «Баал а-турим», у «при эц адар» та же гематрия (числовая сумма букв) — 659, что и у «этрогим» (множественное число от «этрог») — 660. Несовпадением в единицу можно пренебречь при анализе гематрии.
Далее упоминаются «капот тмарим» — пальмовые ветви или лулав, чья гематрия совпадает с числовым значением слова «хаим», жизнь. В одном из псалмов сказано: «Мертвые не прославляют Б-га». Вот почему высохший, мертвый лулав считается «некошерным» и его нельзя использовать в «арба миним».
Третье растение «ва-анаф эц авот» — это хадас, по-русски — мирт. В данном стихе слово «авот» написано без буквы «вав». Это намек на шесть обстоятельств, делающих непригодной связку из ветвей лулава, хадасим и аравот (речной ивы): нельзя ими пользоваться, если они высохли, украдены или сняты с «ашеры» (дерева, используемого в идолопоклонстве), а также, если эти священные растения выросли в «ир а-нидахат» (еврейском городе, уличенном в коллективном служении идолам и за это уничтоженном вместе с жителями), а также растения со сломанной верхушкой и использованные в иных формах язычества, кроме «ашеры».
В исторической перспективе
Суккот — многоплановый праздник, отмеченный множеством красивых обычаев. Но в чем его историческое значение? В эти дни мы благодарим Б-га за ту сверхъестественную защиту, которую Он обеспечивал нашим предкам при Исходе из Египта. Поэтому Суккот похож на Песах. Отличие же состоит в том, что в Песах отмечается наше избавление от гнета египтян, а в дни Суккота мы празднуем следующий этап спасения: наше чудесное выживание в пустыне на протяжении сорока лет.
Главная идея Суккота — это благодарность. Ведь если бы Тв-рец не обеспечивал наших бездомных предков более трех тысяч лет назад пищей, водой и укрытием, нас с вами просто не было бы на свете.
С Б-гом рай
и в шалаше
Несмотря на толщу эпох, отделяющих нас от тех событий, наша благодарность Б-гу не ослабевает, точно так же, как даже в пожилом возрасте мы не перестаем испытывать признательность к своим родителям за то, что они дали нам жизнь и вырастили нас. Поэтому в семидневку Суккота мы покидаем свои благоустроенные каменные и бетонные дома с их надежными стенами и прочной крышей и поселяемся в хрупких шалашах, покрытых лишь ветвями. Тем самым мы свидетельствуем, что поговорка «мой дом — моя крепость» в корне неверна: не дом, а Б-г защищает нас.
Грядет война народная…
Суккот ближе других праздников к мессианской эпохе. Пророк Зехария сообщил, что народы, которые переживут последнюю в истории войну Гога и Магога, будут затем совершать ежегодное паломничество в Иерусалим, чтобы «пасть ниц перед Царем, Г-сподом Воинств, и праздновать праздник Суккот» (14:16).
В мистических видениях другого еврейского пророка — Иехезкеля описана жизнь евреев перед войной Гога и Магога. Бывшим изгнанникам удалось построить почти мессианское по своему духу государство, создать процветающее общество на вновь обретенной родине. Но затем народы мира, возглавляемые «Гогом» из страны «Магог», нападут на Израиль, чтобы раз и навсегда покончить с еврейской проблемой.
Талмуд идентифицирует Магога с «Готией» страной готов. Готы — это одно из германских племен, что соответствует интерпретации мидраша, называющего Магога «Гермамией» или «Германией».
Наша чудесная победа над коалицией Гога произойдет как раз в период Суккота. Часть врагов будет уничтожена, а часть раскается и будет ежегодно посещать Иерусалим, чтобы отмечать годовщину нашей победы над ними (точно так же, как в бывшей ГДР праздновали «день освобождения от нацизма»).
Под крышей мира
Рабби Шимшон-Рафаэль Гирш (Германия, XIX век) отмечал, что «Гог» — одного корня с еврейским словом «гаг», крыша.
Крыша прикрывает нас от солнца, дождя и снега, символизируя мнимую независимость человека от Б-га. Этот символ диаметрально противоположен главной идее сукки-шалаша, слабому, ненадежному строению с кровлей из ветвей и листьев, сквозь которую видны звезды. Такая конструкция напоминает о нашей полной зависимости от Тв-рца вселенной. Поэтому борьба с Гогом — это борьба «крыши» и «сукки»: материалисты, стремящиеся к господству над природой, жаждут истребить еврейский народ, само существование которого опровергает их мировоззрение.
Об универсальном характере Суккота свидетельствуют и специальные жертвоприношения, проводившиеся в Храме в этот праздник. Их было семьдесят быков — по числу народов, произошедших от Ноаха после Всемирного потопа. Семьдесят — это также гематрия слов «Гог ве-Магог».