Увлекательные приключения этрога

Тора называет этрог «при эц хадар» — «фрукт прекрасного дерева» («Ваикра» 23:40). Раши объясняет: «При эц хадар — это дерево, вкус ствола и плодов которого одинаков. «Хадар» можно толковать как то, что остается (хадар) на ветках его дерева из года в год, и это — этрог» (комментарии Раши к «Ваикра», Эмор, 40).

Великолепие

плода

Хадар — это блеск, великолепие. Мидраш Танхума, а также «Сефер аяшар», написанная в XII веке, рассказывает о том, как великолепие этрога затмила благородная красота Йосефа, от влечения к которому сгорала жена Потифара. «Женщины Египта пришли навестить ее и спросили, почему она так худа, чего ей не хватает, ведь она жена могущественного министра, которого высоко ценит Фараон. Чего не достает ее сердцу? Она ответила им: «Сегодня вы узнаете, что со мной, после того как увидите это». Она приказала служанкам положить перед женщинами хлеб и приготовила для них угощение. И они ели. И дала она этроги им и ножи, чтобы очистить этроги. А сама приказала одеть Йосефа в великолепные одежды и привести. И Йосеф пришел, и женщины увидели его, и они смотрели, не отрываясь, на него, и не могли отвести глаз. И порезали свои руки ножами, которые держали в руках, и этроги наполнились их кровью, но они не знали этого, а только смотрели на красоту Йосефа и не могли моргнуть глазом. И она увидела это и сказала им: «Что вы делаете? Я дала вам этроги для еды, а вы порезали свои руки». И все женщины увидели, что руки в крови, и кровь стекает на одежду…» («Сефер аяшар», с. 200).

Этрог называют «Адамовым яблоком» или «Яблоком Райского сада», ибо в трактате Брахот и в «Берейшит Раба» сказано, что он, вероятно, был тем плодом Дерева Познания в Райском саду, который Змей предложил Хаве. Этрог является символом растения, произрастающего в основном на прибрежных равнинах Израиля и поглощающего много воды. Поэтому Талмуд называет его «Водяным деревом». Это сочетается с ритуалами Суккот, связанными с водой (Симхат Бейт Ашойева), когда мы благодарим Всевышнего за воду и молимся о дожде.

До того великолепен этрог, что Мидраш сравнивает его с мудрецом Торы: «Прекрасный этрог можно найти на дереве в любое время года. Так и настоящий мудрец и цадик должны всегда принимать волю Б-жью, понимать, что радость и горе есть часть Г-споднего замысла». И еще: «Что такое этрог? Есть в нем вкус, и есть в нем запах, так и Израиль, в котором есть люди Торы и добрых дел. Что такое лулав? Есть в нем вкус, и нет в нем запаха, так и Израиль, в котором есть люди Торы, лишенные добрых дел. Что такое мирт? Есть в нем запах и нет в нем вкуса, так и Израиль, в котором есть люди добрых дел, лишенные Торы. Что такое ива? Нет в ней ни вкуса, ни запаха, так и Израиль, в котором есть люди без Торы и без добрых дел. Сказал Всевышний: все они связаны в один пучок и искупают друг друга. И если так вы поступаете, тотчас же Я возвышусь» («Ваикра Раба», 30).

В каббалистической книге «Сефер Бахир» сказано: «Этрог представляет сердце человека, мирт похож на глаз его, лулав напоминает его спину, а ива — наши губы и речь. Их надо брать вместе. И для достижения счастья нельзя думать одно, а говорить другое. Нужно объединить наши чувства, действия, речь и взгляды.

Мишна рассказывает о коэне-саддукее, который, возливая воду на жертвенник в Симхат Бейт Ашоева на Храмовой горе, «демонстративно пролил ее себе на ноги, и побил его весь народ своими этрогами» (Трактат Сукка, 4: 9).

Во времена Александра Македонского, в 332 до н. э. этрог был первым цитрусовым, прижившимся в западном мире. Фрукт подробно описан греческим натуралистом Теофрастусом, хвалившим его целебные свойства. Изображения этрога находят на мозаичном полу и на стенах синагог, а также на монетах римского и византийского периода. На монетах периода восстания Бар Кохбы (132 — 135 гг. н. э.) мы видим все четыре вида растений, которые мы благословляем в Суккот, изображенными в единственном числе, как учил рабби Акива: «Так же, как этрог и лулав мы берем по одному, так же мы должны брать мирт и иву по одной».

В пещерах Израиля было найдено письмо Бар Кохбы с требованием прислать для его армии большую партию этрогов: «Шимон к Йегуде Бар Менаше: «Кирьят Арабая. Я послал двух ослов. Ты пошли двух людей с ними к Йонатану бар Беяну и к Масабле. Они упакуют и привезут тебе лулавы и этроги. Пошли своих людей, чтобы доставить мирт и ивы. Присмотри, чтобы была отделена десятина. Пошли их в мой лагерь. Наша армия большая. Шалом».

Трудная заповедь

Рамбам пишет в «Путеводителе для заблудших», что предписание Торы о четырех видах растений, которые положено приобрести еврею, было легко выполнимо: «Ибо они были в изобилии в те дни в Эрец Исраэль, и все могли без труда достать их». Куда бы ни переселялись евреи, этрог шел за ними: в Южной Греции и Мавритании, в Египте, Ливии, Марокко и Тунисе, Ливане, Сирии и Италии.

Чем дальше уходили евреи от Эрец Исраэль, тем труднее было покупать этроги. Цари, короли и императоры очень наживались на этом: в 1329 г. вдохновленная победой Флоренция запретила Пизе продавать этроги, сосредоточив в своих руках эту доходную отрасль, а Мария Терезия (1717 — 1780), эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии, Богемии и императрица Священной Римской империи (которая не была ни Священной, ни Римской и ни империей), ежегодно требовала от евреев Богемии 40000 флоринов за импорт этих плодов. Евреев она ненавидела, но деньги очень любила.

«Впредь ни один еврей, независимо от того, кто он такой, не будет оставаться здесь без моего письменного разрешения. Я не знаю никакой другой злополучной чумы внутри страны, как эта раса, которая разоряет народ хитростью, ростовщичеством, одалживанием денег и занимается делами, отталкивающими честных людей. Следовательно, по возможности они будут перемещены и изгнаны отсюда».

К XVII веку евреи не могли уже выращивать этроги и должны были полагаться на поставщиков-неевреев, привозивших отборные фрукты, растущие в теплом климате Средиземноморья. Чем больше увеличивалось географическое расстояние между евреями и поставщиками этрогов, тем труднее было контролировать соответствие качества этих плодов. Но евреи постепенно переселялись во Францию, Германию, Польшу и Россию, в страны с холодным климатом, в которых этроги не могли расти. Добывать их становилось все труднее, и зачастую на целую общину покупался всего один этрог, над которым делали благословение все евреи местечка.

До XVIII века европейские евреи могли покупать этроги из Каталонии, Италии, Греции и Албании. Главные центры отправки были в Генуе, Венеции и позже в Триесте. В конце XVIII века стал очень популярен новый сорт этрогов, произраставший на о. Корфу в Греции. Эти плоды были изумительно красивы, доступны и дешевы. Кроме того, за их качеством наблюдали представители Оттоманской империи, особенно в садах султана в Парге. Это очень важно для евреев, которые, благословляя этрог, должны знать, что они произносят благословение не над гибридом цитрусовых, а над настоящим плодом.

К 1808 г. наполеоновские войны подорвали обычные маршруты торговых путей, которыми переправлялись этроги из Генуи, и этроги из Корфы остались единственными этрогами, которые можно было купить в Европе. Вначале некоторые раввины разрешали покупать их только в том случае, если не было возможности купить этроги из других мест. Многие вообще запрещали произносить над этрогами благословение. На какое-то время их стали привозить из Турции.

Однако около 1840 г. турецкие власти прекратили контроль над выращиванием этрогов.

Еврейские войны из-за этрогов

Рынок пришел в замешательство, и по всей Турецкой империи появились частные сады. Между тем среди раввинов разгорелся спор о кошерности этрогов. Некоторые раввины разрешали этроги с Корфу, а другие запрещали. Анархия на рынке привела к нарушениям, которые не случались раньше.

В 1846 г. рабби Александр Зискинд Минц, торговавший этрогами в г. Броды, написал брошюру «При эц хадар», запрещающую покупать этроги с Корфу после того как его бывший партнер открыл там свой бизнес. Он объявил эти этроги гибридами, превращенными путем прививки в лимонное или апельсиновое дерево. Тора запрещает такое смешивание, и эти этроги являются некошерными: непонятно, этрог ли это. Больше того, греческие купцы смешивали кошерные и некошерные товары. Хотя садам в Парге все еще доверяли, но не было надежного способа проверить происхождение этрогов. Антипатия к грекам с Корфу еще больше усилилась, когда евреи узнали, что греческие купцы искусственно взвинчивают цены на этроги, выбрасывая огромное их количество в Адриатическое море.

Вопрос о привитых этрогах (муркавим) стал толчком для обширной литературы о законах кашрута этрогов. Многие раввины признали негодными сомнительные плоды и обязали торговать этрогами со свидетельством рабби, выданным в месте выращивания этрогов. Знаменитый Хатам-Софер (рабби Моше Софер) из Прессбурга постановил, что из-за отсутствия объективного критерия для установления кошерности этрогов, мы должны опираться на существующую традицию.

Разные раввины безуспешно пытались определить критерий для различия между чистым плодом и гибридом, основываясь на признаках, упомянутых в Талмуде. Те, кто защищали этроги с Корфу, в их числе несколько известных сефардских раввинов, говорили, что, если нет видимых следов гибридизации, этроги должны быть признаны кошерными. Рабби Эфраим Залман Марголис утверждал, что любое дерево, которое может воспроизводить себя, не подходит под библейский запрет смешивания пород. Самые изобретательные доводы в пользу разрешения этрогов с Корфу предложил рабби Давид Клейнерман из Счерезчова: так как Тора настаивает на исполнении заповеди, имея этрог от прекрасного дерева, то великолепие и красота плода являются первостепенными факторами для выбора этрога, и это перевешивает запрет использования гибридов.

Рабби Меир бен Исак из Венгрии в трактате «Паним Меирот» утверждал: так как гибрид (муркав) сохраняет все свойства «при эц хадар», значит, он кошерен. Знаменитый Рашбан (рабби Шломо-Цви Шик) разрешал покупать сомнительного происхождения этроги у вдовы, для которой это был единственный источник дохода. Он считал, что мицва поддержки вдовы важнее кошерности этрога.

Некоторые раввины обсуждали вопрос о запрещении или разрешении этрогов с Корфу, учитывая последующие экономические трудности евреев: если запретить покупать дешевый этрог, многие евреи, и даже целые общины не смогут выполнять мицву четырех видов в Суккот. По странному совпадению, рабби Александр Зискинд Минц, который первым заявил о некошерности этрогов с Корфу, что вызвало запрет на их покупку, сам приобрел годом раньше исключительную привилегию на их покупку из садов Парги.

Минцу оказали содействие многие известные раввины, которые согласились с его утверждением, что эти этроги — муркав, поэтому они некошерны. Они говорили, что этроги с Корфу только потому так прекрасны, что привиты, настоящий этрог не может быть так красив. Главный раввин Корфу рабби Йегуда Бибиас заявил, что плоды с острова не привитые, что при климате Корфу это нанесло бы этрогам вред, но запрет оставался в силе.

В то время о. Корфу находился под властью Франции, и евреи имели там все права. Но в 1815 г. Корфу перешел к Англии, и евреев лишили прав. Однако самое страшное преследование евреев началось тогда, когда остров стал частью Греции. В 1891 г. греки с Корфу возвели на евреев кровавый навет.

В 1876 г. 117 польских раввинов подписали запрещение на покупку этрогов с Корфу. Этому способствовало и то, что на Корфу жили греки-антисемиты. Как писал знаменитый Авней Незер (рабби Авраам Боренштейн): «Этроги на Корфу находятся в руках необрезанных греков-амалеков, известных своими антисемитскими писаниями, да сотрутся их имена». Из Америки тоже раздался еврейский голос. В 1882 г. в Ньюарке, штат Нью-Джерси, была выпущена работа «God’s War against Amalek» («Война Б-га против Амалека»), в которой импортеры этрогов с Корфу назывались «торговцами кровью Израиля»: «Никто в Европе до этих этрогов не дотронется, но они купили эти этроги, с которых капает кровь детей Сиона».

Многие по-прежнему предпочитали покупать именно эти этроги. Фермеры Корфу нашли поддержку у хасидов, и евреи продолжали покупать прекрасные плоды.

Что такое

этрог муркав


Деревце этрога тонкое, высотой в 2 — 4 метра. Оно часто болеет, поэтому редко живет более 10 — 15 лет. Требует постоянного ухода и начинает приносить плоды только после первых пяти лет. Из-за этого его прививают к другому цитрусовому дереву, чаще всего — к лимонному. Привитое дерево (муркав) живет 30 — 35 лет и требует меньшего ухода. Через несколько лет уже трудно различить место, где соединились два дерева. Ни Талмуд, ни ранние комментаторы, ни Рамбам, ни Шулхан Арух не пишут о кошерности муркава, хотя этот способ был известен в далекой древности. Возможно, не обсуждается кошерность муркава потому, что не было в Эрец Исраэль других цитрусовых, лимонное дерево появилось там только в Средние века.

В XVI веке рабби Меир Каценелленбоген (Махарам ми Падуя 1482 — 1565) и рабби Моше Алших (1508 — 1539, Цфат) запретили покупать привитые этроги. Маленькой общине ашкеназских евреев Эрец Исраэль в первой половине XIX века было запрещено участвовать в торговле этрогами. Торговля плодами была сосредоточена в руках сефардов. Первым ашкенази, который стал торговать этрогами, был рабби Яков Сапир, именем которого назван мошав Эвен Сапир возле Иерусалима. Он писал: «Когда я пришел из города Цфата, да будет он отстроен, в святой город Иерусалим в 1835г., вся торговля этрогами был в руках сефардской общины. Рабби, который заведовал фондом, посылал в месяц Ав двух евреев, родившихся в Израиле, для покупки этрогов. В те дни для евреев было достаточно 500 этрогов».

Великолепие Земли Израиля

Тем временем в Эрец Исраэль расширялась индустрия выращивания этрогов. Некоторые сады были посажены еще 300 лет назад рабби Йосефом Каро, составителем Шулхан Аруха. Какое-то время там процветала междоусобица между ашкеназийскими и сефардскими торговцами этрогов. В конце концов израильские этроги завоевали поддержку главного раввина Эрец Исраэль рабби Авраама Ицхака Кука, который опубликовал брошюру, в ней он воздал хвалу местным плодам: «Будущее, брат мой, лежит в кошерном этроге, и только с кошерным этрогом мы победим тех, кто против нас, — мамзерим (этроги) с Корфу». Видные раввины Иерусалима в конце XIX века ездили по Эрец Исраэль в поисках непривитых этрогов.

Рабби Йехиэль Эпштейн, написавший Арух Ашулхан, тоже указал в этом труде, что этроги из Эрец Исраэль надо покупать не только потому, что они абсолютно кошерные, но и потому, что это большая мицва — покупать плоды Земли Израиля, данной нам Всевышним. Рабби Езекия Модена, живший в Эрец Исраэль в XIX веке, писал: «Даже если этроги Земли Израиля не самые красивые по форме, все равно они являются самыми прекрасными в глазах Всевышнего». Сегодня этроги из Эрец Исраэль вывозятся во все концы света.

О празднике Суккот написано в Торе («Ваикра», 23:40): «И возьмите себе в первый день (праздника) великолепный плод дерева, ветки финиковых пальм, ветки дерева густолиственного и ветки речных ив, и веселитесь перед Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней». Какой именно этот «великолепный плод», объясняет нам Рамбам: «Великолепный плод дерева — это именно этрог».

Когда вы будете покупать этрог, подумайте над тем, что этот необычный и прекрасный фрукт был когда-то причиной политических интриг, борьбы за господство на мировом рынке и даже религиозной войны.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора