Человек — это душа, которой для выполнения работы в этом мире выдается инструмент-тело.
Еврей в своей жизни, как богатырь на распутье, может выбрать один из трех путей-сценариев.
Первый — когда тело из инструмента превращается в хозяина. Тогда душа попадает в заточение, и вся жизнь проходит в обслуживании телесных пожеланий.
Второй сценарий достаточно неожиданный. Когда тело страдает, душа удостаивается хоть и не самой «великой», но все же работы.
На этом пути самая мощная работа называется «Кидуш Ашем», когда человек умирает за то, что он еврей. Меньшие страдания — болезни.
С точки зрения Каббалы, душа еврея, погибшего в Холокосте за то, что он еврей, получает больше заслуг, чем душа еврея, умершего в своей постели, но прожившего жизнь сугубо материальную, под монопольным руководством своего «Телесного начала» (он же ецер а-ра).
И, наконец, третий — самый главный путь человека, с радостью и удовольствием выполняющего еврейские заповеди, прожившего свою жизнь «сознательным» евреем.
А теперь разберемся подробнее в этих сценариях.
Еврейская мистика объясняет духовные ситуации с помощью метафор-притч.
Представьте ситуацию, когда человек купил компьютер, поставил на красивый столик. С него вытирают пыль, сверху ставят вазу с цветочками. Но при этом его ни разу не включают и на нем не работают. Когда эта модель «выходит из моды», его выбрасывают на свалку и покупают новый.
Как вы думаете, если бы компьютер умел чувствовать, был бы он счастлив прожить «красивую» жизнь, но не быть даже раз включенным (т. е. выполнить свое предназначение)? Так и душа наша в первом сценарии. Когда светский человек все свои силы расходует на заботу о своем теле — только пропитание и о отдых — душа страдает. Инструмент стал хозяином, и душа оказывается «вне игры».
Проблема души — она не может напрямую заявить о своих правах. Тело как монопольный диктатор никогда не допустит потери власти. И бедный светский еврей при виде синагоги и раввина, подгоняемый властным телом, убегает подальше от места, где его душа может получить право голоса.
Что же делать душе и пославшему ее в этот мир Вс-вышнему?
В качестве минимума запустить второй сценарий — страдательный.
В чем глубинная суть страданий? Это большая и очень интересная тема для отдельной статьи. Это мы разбираем со своими учениками на наших уроках.
Но сейчас вкратце. Страдание на время «ставит на место» тело и при этом дает душе минимальную заслугу.
Это, конечно, далеко от идеала и выглядит вынужденным сценарием, но это лучше, чем сценарий «спящей красавицы».
И вот здесь пора вспомнить про Йом Кипур.
Пост, который держат довольно многие светские евреи, — это минимальный «счет», который позволяет еврею «оторваться от абсолютного нуля». Когда еврей на сутки отказывает телу в удовольствии поесть и при этом сознательно делает это по еврейскому поводу, душа чувствует, что абсолютную «двойку» она уже не получит. А если учесть, что страдание это добровольное, то и заслуга бОльшая.
Но искусство жизни — осознать, что третий путь — радостного выполнения работы души несоизмеримо выше и достойнее. Даже пост может стать сильнейшим энергетическим и духовным каналом связи нашей души со Вс-вышним.
Говорят мудрецы, что в Йом Кипур человек подобен бестелесному ангелу. Отказавшись от служения телу, мы получаем в заслугу прямую связь со Вс-вышним. Если мы думаем о Б-ге, а не о теле, то в заслугу этого Вс-вышний дает нам «второе дыхание». И ближе к концу Йом Кипур мы можем совершенно забыть о чувстве голода. И даже наше тело может ощутить мощнейший прилив энергии, который плавно зарядит нас радостью, и мы начнем готовиться к празднику Суккот.
В нашем Jewish Center of Brighton Beach подготовлена специальная программа к Йом Кипур с участием кантора и известного хора.
Рады сообщить читателям газеты, что мы только что закончили ремонт первого этажа нашего центра. Теперь в нашем распоряжении несколько залов и классов с современными интерьерами, кондиционерами и мебелью. И после High Holidays мы начинаем много новых учебных программ в цикле «Гадлут Адам» — «Величие Человека» — по еврейской мистике и психологии.