Книга «Ваикра» — третья в Пятикнижии. Ее называют также «Торат-коаним», учение священников, поскольку она содержит законы храмовой службы и жертвоприношений, относящиеся к функциям коэнов из колена Леви (отсюда ее христианское название «Левит»).
Призвав Моше из Шатра Откровения (Мишкана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется «олот», жертвы всесожжения. Животное (обычно быка) приводят к входу в Мишкан, и хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка закалывают, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезают тушу на части и раскладывают на огне жертвенника. Так же обрабатывают и жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц. Далее описаны различные виды «хлебных даров» («менахот»), которые готовят из муки, растительного масла и ароматных веществ. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед. Следующая группа жертвоприношений — «шламим», мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от «олот», эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров — «хелев». Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее руководителями и рядовыми членами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.
***
«И призвал Б-г Моше…» (1:1). Если у дерева крепкие здоровые ветви, можете быть уверены, что его корни тоже крепки. Когда маленькие дети приступают к изучению Торы, казалось бы, естественно начать с ее первых стихов в первой книге «Берешит»: «В начале сотворения Б-гом неба и земли…». Однако в большинстве хедеров Пятикнижие начинают не с первой книги, а с третьей — «Ваикра», с ее первого одноименного раздела, который будут читать в синагоге на этой неделе.
В чем причина этой традиции? Во-первых, начальные главы Пятикнижия содержат много глубоких мистических идей, которые детям трудно понять. Но есть и другая причина. В книге «Ваикра» уделяется много места храмовым жертвоприношениям. Эта тема помогает вырабатывать в наших детях убеждение, что изучение Торы требует от человека больших личных жертв, что ради ее постижения им придется уделить ей много времени, совершенствовать свой характер и отказаться от многих мирских удовольствий.
Рабби Меир Шапиро из Люблина (1887 — 1933), инициатор ныне широко распространенной программы цикличного изучения Талмуда «Даф-йоми» («Ежедневный лист»), так объяснял высказывание наших мудрецов «Следите за детьми бедняков, поскольку от них распространится Тора».
Изучение Торы — недешевое занятие, — писал рав Шапиро. — Те, кто едва сводит концы с концами, жертвуют многим ради того, чтобы дать своим детям хорошее еврейское образование. «Дети бедняков» учат Тору, преодолевая вместе с родителями множество преград и жертвуя многим. И поэтому их знания и готовность к жертвам ради приобретения этих знаний и сохранения еврейского образа жизни остаются у многих поколений их потомков. Если ветви крепки, нет сомнений, что и корни будут крепкими.
Случайная встреча
«И призвал Б-г Моше…» (1:1). Обратите внимание на первое слово в книге «Ваикра»: последняя буква «алеф» намного меньше других букв. Слово «Ваикра» означает «и призвал».
Бааль а-Турим (рабби Яаков бен Ашер, 1270 — 1340 гг.) так пояснил эту графическую особенность. Моше, скромнейший из людей, не хотел записать в Торе, которую писал под диктовку Б-га, что Всевышний призвал его. Он решил убрать «алеф» в конце слова, чтобы получилось «ваикар», случайно встретил.
Моше считал, что Б-гу не подобает специально вызывать его для разговора. В конце концов, кто он такой, чтобы сам Г-сподь выделял его среди других смертных. Но Б-г настоял, чтобы Моше написал «алеф» в конце слова, и тот выполнил указание, но ввел свою «авторскую правку» — уменьшил эту букву. Поэтому «Ваикра» с маленькой «алеф» пишется до сих пор во всех книжных изданиях Пятикнижия и в свитках.
Но почему Моше решил, что его встреча с Б-гом была «случайной»? Ведь у Всевышнего не может быть ничего «случайного» по определению. Он Сам и есть причина всех причин. Каков истинный смысл той «случайности», которую Моше хотел приписать Б-гу?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории Пурима, который мы отмечали совсем недавно. В Книге Эстер ни разу не упоминается Б-г. Сам ее сюжет кажется цепью случайностей.
Эстер «случайно» стала персидской царицей и в этом качестве получила уникальную возможность спасти свой народ от уничтожения.
Мордехай «случайно» узнал о заговоре царедворцев, решивших убить Ахавероша, и его лояльность царю оставалась неузнанной и невознагражденной до той судьбоносной ночи, когда Ахашверош не мог заснуть и потребовал принести ему для чтения хронику последних событий. Все эти «случайности» и привели к дальнейшим событиям, в результате которых злой Аман был примерно наказан, а евреи спасены от его людоедского замысла.
Аман происходил из амалекитян, народа, положившего начало мировому атеизму, идеологии, отрицающей Б-га и утверждающей, что все в мире «случайно». Гематрия (цифровое значение) слова «Амалек» та же, что и у слова «сафек», сомнение.
Мудрецы Талмуда спрашивают: в каком месте Торы содержится намек на Амана? И отвечают: в «Берешит», первой книге Пятикнижия. Б-г спросил Адама, не ел ли он плод древа познания добра и зла: «А-мин а-эц…» — «Не от этого ли дерева?…».
«А-мин» можно прочесть как «Аман». Слово «а-мин» имеет вопросительное значение. Получается, что само имя Аман предполагает вопрос, экзистенциальное сомнение.
Атеизм ставит под сомнение существование Б-га, но вполне уверен в собственном существовании. Подлинно скромный, смиренный человек сомневается в том, что он может существовать отдельно от Предвечного, Того, кто положил начало всему сущему.
Реакция Моше на призыв Б-га отражала его убеждение, что как простой смертный, как песчинка в грандиозной схеме творения, он обладает лишь мимолетной сущностью и поэтому может претендовать только на случайную встречу с Б-гом.