На фоне апокалиптического настроя, который все сильнее охватывет Америку пандемией коронавируса, политика отходит на второй план, а точнее, теряет свою знаковую агрессивность. Кампания дебатов и первичных выборов Демократической партии потеряла остроту сама по себе, а вирус загнал ее в дальний угол важности. Из двух десятков претендентов фактически остались двое, но что их дебаты 15 марта, что праймериз в третий «супервторник» 17 марта, — это были события, по сравнению с вирусом, второстепенные. На последнем этапе гонки вперед вырвался бывший вице-президент Джо Байден, и его эстафетная палочка экс-президента Обамы бьет по мозгам избирателей-демократов сильнее барабанных палочек сенатора-социалиста Берни Сандерса.
Для победы на съезде Демократиической партии в июле номинированному там кандилату в президенты нужен 1991 делегатский голос, и у Байдена их сегодня 1147, а у Сандерса 861. Но это не приговор, а прогноз, и впереди у демократов еще дюжина выборов, включая два «супервторника» — 28 апреля, когда на кону будут голоса 567 делегатов, и 2 июня с 447 делегатами.Так или иначе, утром 18 марта газета The New York Post назвала результаты минувшего вторника «еще тремя гвоздями в гроб Берни». Праймериз прошли в штатах Флорида, Иллинойс и Айова, и в первом Байден победил со счетом 62:23; во втором 59:36 и в третьем 43:30. Обозреватель сетевой версии консервативного журнала National Review Дэн Маклафлин по этому поводу написал, что «всё кончено, избиратели праймериз демократов знают, что все кончено и хотят, чтобы все кончилось». Маклафлин считает, что, конечно, выборы были бы живее, теплись в избирателях сомнение в итоге, как часто было у обеих партий, но чем ближе итог, тем сильнее их желание сплотить партию перед ноябрем. Байден может быть сильнее или слабее Сандерса, как кандидат Демократической партии, но для истеблишмента партии он, несомненно, приемлемее. «Демократы, которые относятся к бывшему вице-президенту без особого энтузиазма, находят его вдохновляюще знакомым в это трудное время, — написал Маклафлин. — Сандерс должен понять намек и уйти».
Сенатор Сандерс итоги голосований в минувший «супервторник» не комментировал, но знающие его политологи сомневаются, что 78-летний социал-демократ поднимет белый флаг. В интервью изданию Politico его бывший стратег Курт Эренберг сказал, что, насколько ему известно, Сандерс «мыслит себя представителем движения и лидером того, что он с самого начала назвал политической революцией». Поэтому, продолжал Эренберг, «он не подведет поверивший ему народ, и это самое важное». Того же мнения многие сподвижники Сандерса, которые полагают, что даже если Национальный съезд демократов выберет кандидатом не Берни, его революционный настрой сдвинет партийную платформу влево, а там посмотрим, чья возьмет. Речь, конечно, уже не о Сандерсе, которому к следующим выборам будет за 80, но разве не бессмертно священное дело революции? Ларри Коэн, предводитель основанного Сандерсом в 2016 году движения «Наша революция», сказал тому же Politico, что будет очень хорошо, если Берни Сандерс останется.
Так думают далеко не все, и обозреватель газеты The Washington Post Шон Салливан 17 марта написал, что «Сандерс сталкивается с растущим давлением выйти из президентской гонки». Поражение в минувший супервторник, считает Салливан, ставит сенатора в почти безнадежное положение для номинации, поскольку партии необходимо сплотиться для победы над Трампом в ноябре. Салливан поясняет, что «даже до потери Флориды, Иллинойса и Аризоны хор демократов открыто призывал Сандерса уйти». Более того, отмечает автор статьи в Washington Post, учитывая, что дальнейшие праймериз могут быть отложены из-за коронавируса, демократов тревожит, что если Сандерс останется, Байден, у которого так хорошо идут дела, не сможет должным образом подготовиться к схватке с Трампом.
«Опросы показывали, — сообщила 18 марта Русска служба Би-Би-Си, — что избиратели-демократы во Флориде больше ценят в кандидатах в президенты способность победить Трампа в ноябре, нежели идеологическую чистоту или близость к своим собственным политическим взглядам и предпочтениям. Три четверти флоридских демократов считают, что у Байдена шансы на победу выше. Всего 20% считают более предпочтительными шансы Сандерса… Во Флориде многие демократы находили Сандерса слишком левым. Он действительно не раз говорил, что у диктаторских коммунистических режимов, включая СССР и Кубу, были и положительные стороны. Во Флориде, где живут много выходцев с Кубы, эта точка зрения не популярна». А Джо Байден «особенно популярен среди избирателей преклонного возраста, которые исправно голосуют на выборах. Сандерс утверждал, что способен расширить электорат Демократической партии за счет молодежи, среди которой у него и в самом деле много поклонников. Однако молодые американцы часто игнорируют выборы, и на нынешних праймериз расчет Сандерса также не оправдался».
У обозревателя и редактора National Review Джона Подгореца своя версия причины поражения Сандерса. «Извини, Берни, ты спёкся», — назвал он свою статью после «супервторника» 17 марта. Подгорец считает, что разгром Сандерса, конечно, для него плохо, но еще хуже то, что мультимиллиардер Майкл Блумберг, который три недели назад дал себе самоотвод из гонки, во Флориде получил больше голосов, чем Сандерс в Нью-Гемпшире, Айове и Неваде (где начались праймериз) вместе взятых. «Ole! — написал Подгорец по-испански и добавил на идиш: l’chaim!». Поражение во Флориде, где живут 600 тыс. евреев, республиканцев среди которых не наплачет даже кот, Берни Сандерс обеспечил себе постоянным поношением Израиля и одобрением откровенных антисемиток среди наших законодателей. А испанское «Ole!» Сандерс заслужил одобрением некоторых действий Фиделя Кастро, что вряд ли понравилось миллиону флоридских кубинцев.
После поражения в третий «упервторник» Берни Сандерс улетел с женой Джейн в Вашингтон, где на следующий день обсуждал с другими сенаторами борьбу с коронавирусом. В обращении к избирателям по скайпу он говорил именно об этом, а не про выборы, но отметил, что надеется «продолжить общаться с вами и рассказать, откуда мы, и какие у нас идеи», а также надеется «услышать вас». Как поется в созвучной его идеологии песне, «и вновь продолжается бой». А 77-летний Байден нежится в лучах успеха. «Сегодня, — сказал он из своего дома в Уилмингтоне, штат Делавэр, — у нашей кампании, похоже, был еще один очень хороший вечер. Мы стали еще ближе к номинации на съезде Демократической партии».