Пока земля ещё вертится,
Г-споди, твоя власть…
Булат Окуджава
История с Диной, дочерью Якова — это первое упоминание в Торе об изнасиловании девушки. Её братья Шимон и Леви в отместку уничтожают насильника и целый город. Рамбам объясняет, что одна из семи заповедей, данных сыновьям Ноаха, — установить справедливый суд, чтобы он разбирал дела, связанные с нарушением какой-либо из остальных шести запретительных заповедей: запреты служить идолам, проклинать Б-га, убивать, развратничать, грабить и употреблять в пищу мясо, оторванное от ещё живого животного. Потомок Ноаха, который преступил одну из этих заповедей, подлежит смертной казни. И люди, которые видели преступление и не предали нарушителя суду, сами подлежат смертной казни.
Рамбан говорит, что сыновья Ноаха не имеют права красть, мошенничать, притеснять ближнего, не выплачивать заработанное наёмному работнику и ещё много запретов, в том числе запреты насиловать и совращать. Поэтому Шимон и Леви просто казнили преступников.
Но что предшествовало наказанию, как случилось, что дочь праведника Дина попалась в лапы насильника? Почему наш праотец Яков должен был так пострадать? Ведь Небесный Суд – Истина и ни один невиновный человек не может незаслуженно пострадать из-за приговора Небесного Суда. Правда, когда Всевышний судит своих праведников, он судит их очень строго даже за малейшее прегрешение («толщиной в волос»).
Яков представил Эсаву своих жён и 11 своих сыновей, поскольку Биньямин тогда ещё не родился. Спрашивает Раши: «А где же была Дина?». Дину Яков спрятал в сундук и закрыл на замок, чтобы она не приглянулась Эсаву. Дина же обладала потенциалом вернуть Эсава на праведный путь. Поэтому, поскольку Яков не дал её брату, она попала в руки Шхема.
Непонятно, как можно было требовать от Якова выдать дочь замуж за Эсава, ведь сказано: «Тот, кто выдаёт дочь за невежду, как будто связывает и кладёт её перед львом». Отвечает рав Иерухам Лейбович: «Яков действительно должен был спрятать её от своего брата, но – с тяжёлым сердцем и глубокой печалью. Всевышний взыскал с него за то, что он закрыл крышку с громким стуком».
Есть комментарий, который я расширил, что в момент закрытия крышки вокруг Якова были его дети. Они увидели, что отец недостаточно милосердно обходится со своим братом и, когда у них возник конфликт с их собственным братом Йосефом, они поступили с ним только по букве закона и не проявили должного милосердия. Из-за этого евреям понадобилось пройти галут в Египте.
В чём же провинилась Лея, мать Дины? Когда она вышла навстречу мужу и сказала, чтобы он шёл к ней в шатёр, она опередила события. Яков шёл к ней, так как в этот день над её шатром была Шхина. Естественно, у Леи были самые лучшие побуждения. Она это сделала, чтобы Рахели не пришлось отсылать Якова к ней и унижаться. Но в итоге её дочь Дина тоже вышла неосторожно посмотреть на чужеземных девочек. Да и сын Леи Реувен , тоже не разобравшись, что Яков ходит в тот шатёр, над которым обитает сейчас Шхина, вмешался в личную жизнь отца и матери.
Как же нам надо быть осторожными! Ведь написанные мной строки – это, не дай Б-г, не поиск пятен на солнце, а просто напоминание, что, как любят говорить грузинские евреи, «Все – наша вина». От Б-га не исходит зло, но только добро.
А как же современные последователи Шхема? Сегодня сцены насилия фиксируют на видеокамеру и «благожелательные» зрители даже ставят свои лайки, никому не придёт в голову позвонить хотя бы в полицию. А потом удивляемся – откуда взялся коронавирус, почему тает лёд Антарктиды, горят леса Австралии, саранча поедает растительность Африки, в общем, полный комплект 10 Египетских казней. Может, стоит нам «чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Упрёк это самому себе и ещё кому – не знаю.