Последнее слово Пельменя

Бруклинский федеральный судья Брайян Коган, в прошлом году приговоривший наркобарона Эль Чапо к пожизненному сроку плюс 30 лет, вынес приговор гражданину Украины Алексею Цветкову по кличке Пельмень.

Коган приговорил 40-летнего гангстера к 198 месяцам тюрьмы, из которых, по выкладкам прокурора, выходца из семьи советских эмигрантов Андрея Спектора, Пельмень отсидит 12,5 лет

Низкорослый крепыш Цветков не был вором в законе, но в теплую погоду ходил на дело в майке, из-под которой для пущего эффекта выглядывали восьмиконечные воровские звезды. По словам прокуроров, он был одним из трех главарей бруклинской бригады, которая не обзавелась самоназванием и именуется в судебных документах «Синдикатом».

Другими членами этого триумвирата прокуроры называют бывшего одессита Леонида Гершмана, которого Коган ранее приговорил к 16,5 годам, и Виктора Зелигмана, которого DEA, федеральное управление по борьбе с наркотиками, характеризует в закрытых документах как второго человека в украинской мафии в Америке. Ее видный представитель мне это отрицал.

В августе 2016 года Зелигман вылетел из нью-йоркского аэропорта им Кеннеди в Турцию и с тех пор находится в розыске. 9 других членов бригады благоразумно признали себя виновными, но Цветков и Гершман рискнули отдать себя на милость присяжных. Их трехнедельный судебный процесс закончился в августе 2018 года обвинительным вердиктом.

Уличный авторитет Пельменя зиждился не только на его задиристости и самочинных воровских звездах, которые непоименованные воры одобрили задним числом, но и на его старой судимости по делу так называемой «Бригады с Брайтон-Бич» или «Бригады Бари» от имени ее главы Зиновия Бари.

В 2005 году Цветков получил по тому делу 78 месяцев тюрьмы и, не имея американского гражданства, подлежал после освобождения депортации на Украину, но ловко ее избежал. Ожидая депортации в иммиграционной тюрьме, он объявил себя иудеем и попросил отсрочки, поскольку на Украине его де ожидали пытки как еврея. Он заявил иммиграционному судье в марте 2010 года: «Сейчас я отмечаю еврейские праздники. Я не исповедую христианство».

Эти заявления подтвердили названные Цветковым свидетели, в том числе тот самый Зиновий Бари, чьим именем ФБР окрестило их преступную организацию. Причем Бари давал показания не лично: его слова пересказала судье жена Цветкова, сочетавшаяся с ним в тюрьме. Ее выступление произвело на сердобольного судью искомое впечатление, и он приказал оставить Цветкова в США, сославшись на конвенцию против пыток.

«Оказывается, осужденный не является практикующим иудеем», — написали сейчас судье Когану прокуроры, отметившие, что после ареста у Цветкова обнаружили большую татуировку креста на руке. На нем также был нательный крест с бриллиантами стоимостью в несколько десятков тысяч долларов. Во всяком случае, так оценили крест прокуроры. Моя знакомая, много лет работающая в Лос-Анджелесе геммологом, то есть специалистом по драгоценным камням, оценивает этот предмет культа иначе.
«Врут они! — написала она мне. — Бриллианты в этом кресте, судя по фотографии, очень низкого качества и скорее относятся к разряду индустриальных — industrial quality diamonds. Такой крест, но с бриллиантами лучшего качества, можно купить за пару тысяч, но не за десятки тысяч. Не думаю, что Пельмень покупал этот крест даже и за тысячу».

Мобильный телефон Цветкова содержал фото крещения его сына, которого держал на руках в церкви его подельник Гершман…

В этом же телефоне обнаружили видеозапись, изображающую как Цветков избивает должника на мостовой перед своей автомастерской, в которой не только чинили машины, но и проворачивали страховые аферы. По словам прокуроров, Цветков любил бахвалиться этим видео, которое они не преминули показать присяжным на его процессе.

Самым серьезным преступлением, в причастности к которому, согласно судебным документам, подозревается Цветков, было убийство Евгения Полякова, застреленного 20 лет назад на бруклинской улице. Как писали судье Когану прокуроры, Цветков, которому это убийство не вменяется, якобы предоставил для него пистолет и сидел за рулем машины, в которой убийца скрылся с места преступления.

Несколько лет спустя в этом убийстве признался приехавший с Украины Станислав Ланцберг, которого в начале нулевых привлекли по огромному делу о торговле «клубным» наркотиком экстаси, изготовлявшимся в подпольных лабораториях Бельгии и Голландии. По нему проходили около 40 человек, в том числе несколько выходцев из бывшего Союза, объединенных в группировку под названием «КГБ».

В июне прошлого года прокуроры направили судье Когану пространное ходатайство, в котором призвали приговорить Цветкова почти к четверти века тюрьмы. «Цветков опасен, — писали они, — и он упорно продолжает вредить людям».

По их словам, преступная карьера Цветкова началась через несколько лет после его приезда в США. Когда ему было 17, он отобрал у человека золотую цепочку, угрожая ему клинком. И цепочку, и клинок потом нашли у него на обыске и наказали Цветкова пятью днями общественных работ.

После этого он отобрал у другого потерпевшего машину и разбил ее. Его наказали годом условно. По словам прокуроров, Цветкова трижды арестовывали за другие мелкие преступления, но он неизменно отделывался легким испугом.

Когда ему перевалило за 20, он присоединился к Бригаде Бари, которая занималась мошенничеством, крышеванием и ростовщичеством, воровала чеки из почтовых ящиков и, как почти все такие группировки Нью-Йорка, держала подпольные игорные заведения, или катраны.

Впоследствии Цветков говорил жене, что Бригада Бари отличалась еще более буйным нравом, чем «Синдикат».

В частности, он как-то заподозрил знакомого в стукачестве и ударил его по голове доской с гвоздями. Потерпевший показал, что Цветков был в тот момент вооружен пистолетом.

В апреле 2002 года Цветков ворвался в ночной клуб с мачете в поисках его хозяина, который задолжал ему деньги. В конечном итоге тот погасил долг, выплатив Цветкову 29 тысяч долларов.

Вещдоки обвинения по делу Бригады Бари включали видеозапись, сделанную в магазине на Брайтон-Бич, которому бригада навязывала «крышу». Цветков зверски избивал на видео сотрудника магазина, которого потом увезла карета скорой помощи, и ломал товар. Приустав, он сделал перерыв и погрузился в изучение бухгалтерских книг магазина. Отдохнув, он возобновил экзекуцию.

В свете этих и других эпизодов отвешенный ему тогда срок в 78 месяцев был, по словам прокуроров, относительно умеренным. В тюрьме Цветков дважды попадался на хранении оружия в виде небольшого амбарного замка, висевшего у него на поясе, и гвоздя, спрятанного в стаканчике с супом.

Он вышел на свободу в ноябре 2010 года, дав торжественное обещание не водиться с криминалом, а два года спустя снова влился в ряды оргпреступности еще до того как у него закончился срок гласного надзора. В частности, в 2012 году он уже был оптовым поставщиком марихуаны, которую розничные торговцы покупали у него по цене 4 тысячи долларов за фунт (450 г.).

По словам прокуроров, он купил свою автомастерскую за 125 тысяч долларов, которые заработал на марихуане.

Повествуя о «Синдикате», почти поголовно состоявшем из уроженцев бывшего Союза, прокуроры неоднократно подчеркивали его связи с заокеанскими ворами в законе, в частности, Звиадом Тбилисским. В конце процесса они продемонстрировали присяжным разноцветное поздравление с днем рождения, которое головка «Синдиката» направила Звиаду.

Алексей Цветков
Алексей Цветков

Воры сыграли важную роль в эпизоде с взысканием карточного долга с потерпевшего Ицика Шломи, проигравшегося в пух и прах в катране, который держала бригада, и бежавшего в Израиль. Один вор по имени Тимур вышел на отца должника в Москве, а другой (Изя) — на самого Шломи в Израиле. Должник уступил давлению и заплатил почти 200 тысяч долларов.

Среди множества преступлений, за которые был осужден Цветков и которые он до сих пор отрицает, было зверское избиение некоего Миши Азарьева. В июле 2012 года кто-то вломился в квартиру на бруклинской Оушен-авеню, в которой бригада хранила запас марихуаны. Подозрение пало на соперничавшую группировку, известную как Кавказская бригада, а конкретно — на Азарьева.

Подозреваемого вызвали на «стрелку» и предъявили ему претензии, а когда он бросился бежать, его повалили на газон жилого дома на Оушен-парквее, где Цветков ударил его по лицу пистолетом и выбил несчастному зубы. Высыпавшие на улицу жильцы подняли крик, и бригада ретировалась.

Потом оказалось, что квартиру обокрал не Азарьев.

Самым серьезным преступлением, за которое был осужден Цветков, был поджог в мае 2016 года трехэтажного деревянного дома на Вурис-авеню, на первом этаже которого находился соперничающий катран, а выше были жилые квартиры. 19-летний студент Шахзод Бобокалонов и его 12-летний брат были спасены из горящей квартиры пожарными.

Цветков не участвовал в поджоге, но присутствовал при его обсуждении, в ходе которого ограничился одним-единственным замечанием, но этого хватило присяжным, чтобы осудить его и за это преступление. Тем более что в его мобильнике был найден снимок пепелища, которое он снял на следующее утро.

Сидя в бруклинской федеральной КПЗ MDC, Цветков не терял времени даром и вчинил своей тюрьме и службе федеральных приставов иск на 2 млн. долларов. Оказывается, 14 ноября 2016 года, когда тюремный автобус, в котором его везли, выезжал из MDC, ее ворота закрылись преждевременно и задели заднюю часть означенного автозака.

Как говорилось в исковом заявлении Цветкова, поданном в апреле 2018 года, в результате этого инцидента, произошедшего по «неосторожности и халатности» оператора ворот, з/к получил «серьезные травмы», «которые потребовали и потребуют в будущем медицинского вмешательства».

Иск до сих пор слушается в том же суде, в котором Цветкову, наконец, вынесли приговор, многократно откладывавшийся.

Следующее слушание по этой тяжбе назначено на июнь, когда истец должен будет находиться уже либо в Отисвильской тюрьме в штате Нью-Йорк, либо в Форт-Диксе в Нью-Джерси. Судья обещал рекомендовать тюремному управлению отправить Цветкова именно в эти учреждения, потому что они расположены рядом с городом, и родным будет удобнее его навещать.

За день до приговора Пельмень направил судье большое письмо с приложениями, одно из которых содержало 15 фотографий его родных. Я не успел скачать эти материалы из базы данных, потому что их, видимо, вывесили по рассеянности и тут же засекретили. Однако их успел посмотреть корреспондент «Нью-Йорк Пост» Эндрю Денни, сообщивший, что в этом письме Цветков обвинил своих присяжных в «предубеждениях против русских» и заметил, что его не случайно арестовали 8 ноября 2016 года: по его версии, это был политический трюк, призванный привязать его арест к победе Трампа на выборах.

На мой взгляд, эта теория была остроуменее многих версий, которые мы слышали в эпоху «Рашагейта».

Церемония, на которой выносился приговор, длилась чуть менее полутора часов. В начале прокурор Спектор привел длинный список преступлений Цветкова за последние 23 года и заметил, что «редко видишь человека, который бы получил два срока за рэкет, то есть за участие в оргпреступности — В.К.)».

По его словам, отбыв первый, «Цветков вышел таким же из тюрьмы, каким был», и быстро взялся за старое.

Прокурор выразил сомнение, что осужденный вообще исправим. По его словам, в заключении тот не перековался. Наоборот, тюрьма была для Цветкова «аспирантурой, в которой он наколол себе воровские звезды».

Когда Коган предложил Цветкову сказать последнее слово, тот повел себя необычно. Обычно приговариваемые либо отказываются, либо начинают извиняться в расчете на поблажку за раскаяние, либо предпринимают последнюю попытку убедить судью в своей невиновности, как сделал в том же суде четверть века назад Вячеслав Иваньков по кличке Япончик, чья речь длилась более полутора часов.

Цветков же начал с того, что набросился на прокурора, заявив на приличном английском языке: «Я не могу слышать эту ложь! Хватит врать! Вы морочили присяжным головы! Вы под присягой лгали присяжным в зале федерального суда!».

«Ваша честь! — обратился он к Когану. — Лжи так много, что я больше не могу выносить эту ложь!»

«Вы что, пытаетесь меня закопать?! — снова обратился он к Спектору. — Вы безумец! Я скажу вам в лицо, что вы имеете против меня что-то личное! У меня дети!» (у Цветкова их двое, в возрасте 3 и 5 лет).

Под конец Цветков все же отдал дань светским условностям и заявил: «Я хочу извиниться за содеянное перед своей семьей».

Его родные и болельщики занимали половину скамей для публики.

Опыт показывает, что присутствие родных арестанта может произвести выгодное впечатление на судью. Вот и сейчас Коган с удовлетворением отметил, что в зале родные Цветкова, которые явно его любят. Начав за здравие, судья, однако, кончил заупокой. Он заметил, что прослушал записи разговоров Цветкова, в которых тот угрожал из тюрьмы своей жене и герлфренд.

«Кто так разговаривает с женщинами?! — с возмущением воскликнул Коган. — Он говорит, что хочет быть отцом своим детям, но я не уверен, что он на это способен. Всю жизнь у вас была явная склонность к насилию и озлобленность. Я не вижу никакого раскаяния. Вы считаете себя жертвой! Вы ужасно опасный человек, вы все время на взводе!».

Когда Коган объявил приговор, жена Цветкова в рыданиях выбежала из зала. «Здесь хуже, чем в России!» — с возмущением сказала мне мать одного из подельников приговоренного. Его третий по счету — на сей раз уже бесплатный — адвокат Мюррей Сингер заявил судье, что подаст апелляцию.

Фото: источник US Attorneys Office

9р

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 7, средняя оценка: 4,86 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Владимир Козловский

Все публикации этого автора