Красивых любят чаще и прилежней,
Весёлых любят меньше, но быстрей, —
И молчаливых любят, только реже,
Зато уж если любят, то сильней.
Владимир Высоцкий
В Талмуде Санхедрин приведена интересная история. Однажды пришли два еврейских лжепророка и потребовали от дочери Невухадацера вступить с ними в интимную связь. Так, якобы, приказал им Творец. Они утверждали, что от этой связи должен родиться великий пророк и что Б-г таким образом хочет возвеличить имя Навуходнецера.
Мне стало интересно, что их побудило рисковать жизнью? Шизофрения? Страсть к красоте дочки Навуходнецера? Или более фантастическая мысль – что это была мама Вашти и они хотели изменить мировую историю?
Бен Иш Хай раскрыл мне глаза. Они применяли этот приём со многими замужними женщинами и у них это получалось. Но сколь верёвочке не виться, когда человек идёт по запретному Б-гом пути, его всегда ждёт печальный конец.
Дочка царя оказалась неглупой. Пошла и рассказала царю. От такого «пророчества» Навуходнецер оказался в недоумении. Ведь Ханания, Мишаэль и Азария говорили ему, что Всевышний ненавидит разврат. Но лжепророки уверяли, что это разовое решение, учитывая заслуги Навуходнецера. Навуходнецер обратился к Ханании, Мишаэлю и Азарии. Ему, мол, передали пророчество, что если они вступят в связь с дочерью царя, то должен родиться пророк. Те ответили, что такого пророчества быть не может, так как Всевышний запретил разврат. Лжепророки на это возразили, что они не меньшие пророки, чем Ханания, Мишаэль и Азария. И тогда Навуходнецар решил устроить проверку. Он бросит их в огненную печь, как Хананию, Мешаэля и Азарию раньше. Если выживут – значит, говорили правду. И тогда его дочка исполнит волю Б-га. А если нет – то туда им и дорога. На это возразили лжепророки, что в том случае евреев было трое, а их только двое. Тогда царь разрешил выбрать любого дополнительного еврея. Нечестивцы выбрали Первосвященника рабби Иошуа бен Йоцадака – в надежде, что его праведность спасёт и их. Два лжепророка сгорели в огне. А у рабби Йошуа подгорели края одежды. Он объяснил Навуходнецеру, что это было из-за двух нечестивцев. Но Талмуд утверждает, что это из-за того, что сыновья рабби Йошуа были женаты на женщинах, недостойных их статуса священников. А подгоревшие одежды – за то, что он не увещевал своих детей. Поэтому мудрецы сравнивают детей человека с его одеждами.
Теперь хочу рассказать о рабби Мордехае Яфе («красивый»), авторе 10 книг по Торе, название каждой из которых начиналось со слова «одежда». В молодости рав Мордехай работал разносчиком разных товаров. Он был неописуемо красив, прямо второй Йосеф. Одна княгиня воспылала к нему страстью. И, зная его религиозность, подстроила ловушку. Она сказала, что хочет купить товары для всех своих служанок. Довольный юноша с большим количество товаров поднялся к ней в комнату, разложил товары. Вдруг княгиня сорвала с себя одежды, обняла юношу, двери и окна были закрыты. Он попросил разрешения выйти в туалет и через канализацию сбежал, вышел весь в нечистотах. (Мне не совсем понятно, как это произошло, но на атомных станциях я туалетами не занимался, так что слово за специалистами)
На нём было 10 одежд и, выйдя и сбросив эти одежды, он дал обет, что напишет 10 книг под названиями: «Одежды Шаббата», «Одежды праздников», «Одежды семейной чистоты» и так далее.
Написав 10 книг, рав Мордехай женился и попросил Всевышнего, чтобы 10 поколениям его потомков не давали испытания физической красотой. Он боялся, что они его не выдержат. И только в 11 поколении родился ребёнок неописуемой красоты, ставший впоследствии величайшим мудрецом Торы. Его тоже звали Мордехай Яфе.
***
Я хочу в заключении привести историю об одном необычном видении ученика раби Нахмана, раби Шмуэля Айзика. Сейчас вы поймете почему.
Однажды в зимнюю ночь в лютый мороз он обнаружил себя стоящим посреди завирюхи, потерявшим дорогу. Неожиданно он заметил огонек, пробивающийся издалека из какого-то дома. Он стал идти к этому огоньку пока не вышел к прекрасному огромному замку. Зашел он во внутрь и стал переходить из комнаты в комнату пока не дошел до двери с надписью: «Чертог Машиаха». Он зашел во внутрь и увидел Машиаха, который сидел там перепоясанный множеством мечей. И невозможно описать красоту и величие Машиаха, опоясанного этими мечами. Машиах обратился к нему и сказал:
— Этим оружием я покорю весь мир.
И пока стоял раби Шмуэль-Айзик в трепете и в дрожи, вновь обратился к нему Машиах и сказал:
— Иди к своему раби, и он тебе все объяснит.
И внезапно все исчезло, как будто и не было вовсе…
И когда раби Шмуэль-Айзик вошел к раби Нахману, тот начал говорить перед ним поучение, начинающееся словами: «Главное оружие Машиаха – это молитва»…
Достоевский обмолвился: «Красота спасет мир». Теперь мы можем догадываться, что это за красота.