Материалы сайта www.evrey.com
В минувшее воскресенье ультралевый блок, состоящий из партий «Авода», МЕРЕЦ и «Гешер», провел пресс-конференцию, на которой огласил, какие министерские портфели в новом правительстве будут принадлежать этому блоку, а также, назвал имена будущих министров, которые возглавят перечисленные ведомства. Так, будущем министром здравоохранения, по утверждению блока — станет лидер партии «Гешер» Орли Леви-Абуксис. Министерством просвещения будет руководить представитель ультралевой партии МЕРЕЦ Ницан Горовиц. Оба деятеля, как обещано — «произведут революцию» в своих министерствах. Глава этого блока, лидер партии «Авода» Амир Перец возглавит некое «социальное министерство». Какое именно — он пока еще не решил. Кроме того, он получит «доступ к руководству в процессе переговоров с палестинцами», став одним из участников переговорной группы с особыми полномочиями. По словам А.Переца, социально-экономическая платформа блока нашла полную поддержку в руководстве крупнейшего левого списка «Кахоль Лаван». Что, видимо, вселило в политика уверенность, что о будущих министерских постах и том, кто их займет, можно сообщить уже сейчас.
Любой мало-мальски опытный политик прекрасно знает, что тема распределения конкретных министерских портфелей — самая деликатная на всех коалиционных переговорах. А распределение этих портфелей — в очень значимой степени зависит от конкретной сложившейся после выборов ситуации, политического веса коалиционных партнеров, политический борьбы внутри списков и от многого другого. Поэтому до выборов партии, как правило, избегают конкретных заявлений о распределении министерских портфелей — не желая стать посмешищем в глазах своих избирателей, когда подобные расчеты и прогнозы не сбываются (что, добавим, учитывая механику процесса формирования коалиции — практически неизбежно). Максимум, на что готовы участники выборов — это опубликование своих политических и социально-экономических программ. Да и эти публикации, как правило, носят достаточно обтекаемый характер. Чтобы оставить партиям «место для маневра» после выборов. Что же могло заставить участвующий в нынешних выборах ультралевый блок поделиться своими далеко идущими «кадровыми» планами? На этот вопрос просматривается всего два ответа. Лидеры блока или абсолютно не способны адекватно оценивать свои действия и просчитывать достаточно очевидные их последствия, или — сами они всерьез не относятся к собственным прогнозам, как, собственно — и к перспективе своего участия в правительстве. И действительно. При этом на данную тему можно говорить что угодно. Ведь в любом случае, правительство с их доминантным участием не будет создано. Если же, в отличие от самих авторов данных заявлений, всерьез отнестись к их словам и представить себе, что они каким-то фантастическим образом действительно возглавят министерство здравоохранения и министерство просвещения — их обещание устроить в обоих этих ведомствах «революцию», конечно же, настораживает. Безусловно, в деятельности обоих министерств есть что улучшать. Однако обещание «революции», да еще без уточнений конкретных деталей, хотя бы в общих чертах демонстрирующих, что «революционеры» намерены изменить — не обещает этим ведомствам (да и всей стране в целом) абсолютно ничего хорошего. Как и любые другие «революции» под лозунгом «мы старый мир разрушим до основанья… «. Ибо построить что-то на месте развалин — гораздо труднее, нежели что-то разрушить. Впрочем, действительно вряд ли стоит серьезно относиться к подобным перспективам. Чтобы понять это — достаточно проанализировать политическую ситуацию в стране накануне выборов. В ее основе — полный и окончательный крах левой идеологии, которую и представляет данный ультралевый блок. Это относится и к внешнеполитической и к социально-экономической составляющей этой идеологии. При всех шероховатости и недостатках социально-экономической политики правых, в Израиле достаточно отчетливо видна разница между недостатками в их перспективной модели экономического развития и — тотальной, системной несостоятельностью левой, социалистической модели развития экономики.
В настоящее время относительный электоральный успех левого лагеря (выражающийся в том, что ему удалось на год парализовать страну, проявив при этом неспособность создать левое правительство) — целиком построен на обмане избирателя и максимальной мимикрии под центристские и правоцентристские политические взгляды. Такова стратегическая задача блока Кахоль Лаван (также — и либермановской партии НДИ; см. на сайте материал «Год Либермана» — 26.09.19), рассчитывающего на политическую близорукость значительной части правых светских избирателей. Однако, как только эти политические силы решат отбросить политический камуфляж, как только будут отчетливо идентифицированы с левым лагерем — их успешность рассеется как дым. Слишком уж нагляден, в том числе, и недавний, политический опыт израильтян, чтобы вновь участвовать в левом (помимо прочего, и в экономическом) эксперименте. Поэтому шансы на то, что прозвучавшее на пресс-конференции заявление воплотится в реальность — минимальны. Как раз, кстати сказать — именно из-за обещаний левой революции в тех ведомствах, до которых дотянется рука левого блока. Следует отметить, что с чисто технической точки зрения, на сегодняшний день возможность формирования левым блоком коалиции, включающей 61 депутатский мандат — не просматривается. Это может произойти, разве что, если на подмогу левым одновременно придут партия Либермана и Арабский список. Однако, повторим, ситуация в стране, делает такую перспективу в высшей степени невероятной. Слишком уж болезненными будут политические последствия для партий коалиции в случае сотрудничества с Арабским списком. А без такого сотрудничества сформировать левую коалицию — нереально. Все иные варианты, в свою очередь, тоже исключают возможность пребывания крайних леваков на постах министров здравоохранения и просвещения.