Разделяй и соединяй, или свой вход

Одной из популярных тем для шуток о евреях является наша любовь спорить. Как говорится: «Два еврея — три мнения».

Каббала учит, что в каждом явлении есть важное позитивное ядро и вредная негативная шелуха.

Спор ради спора — «Еврейский базар» — может убить время и желание.

А что же в позитиве?

Рассмотрим один из споров, возникший в еврейском народе в начале ХХ века. Две очень известные иешивы задавали тон в еврейской этической мысли — иешива в Новардоке и иешива в Слободке.

Главным словом (на идиш) в Новардоке было слово «гурништ» — ничто. Целью иешивы было отучить человека от чрезмерной гордыни. «Я — ничто» — обозначает, что, каким бы я великим не был, я не должен слишком гордиться этим. Гордыня — тормоз духовного роста.

Главной фразой (на иврите) в Слободке была фраза «Гадлут Адам» — величие человека. Сказано в Торе: «Человек создан по образу и подобию Б-га». Это означает, что, если мы будем думать о себе как о «человеке маленьком», мы ничего не добьемся. Ставя великие цели, каждый человек может в течение жизни подняться на очень высокую ступень.

Теперь сравним подходы этих двух иешив.

Новардок боролся с «манией величия». Когда человек понимает, что, сколько бы он ни сделал, это «ничто» по сравнению с тем, чего он еще может достичь. Это помогает ему двигаться вперед.

Слободка боролась с комплексом «маленького человека». Ставя великие цели, мы можем стать великими.

Мы видим, что фокус внимания этих иешив был направлен в противоположные стороны. Для разных людей важным будет один из двух подходов. Людям с высоким самомнением нужно бороться с гордыней. Людям чересчур застенчивым — бороться с недоверием к себе. Т. е. разные люди должны фокусироваться на разных аспектах личности. И иешивы с разным подходом дают возможность человеку выбрать путь для себя. В этом одна из причин «спора» — предоставить выбор пути, согласно своему характеру.

А теперь копнем глубже. На самом деле человек находится между обоими полюсами проблемы. Сказал великий мудрец: «У человека должны лежать в двух карманах две записки: одна «Мир создан для меня», другая «Я прах и червь». Попадая в один из экстримов, — доставать записку и напоминать себе нужную истину. Т. е. мы видим, что, несмотря на наличие двух иешив с двумя подходами, всем нам нужно использовать оба пути.

Но… мы должны разделять эти ситуации в своем сознании.

Говорит каббалистическая книга «Зоhар»: «Путь истины — сначала разделять (т. е. понимать различия), а потом соединять (в себе).

Путь лжи: сначала соединять (т. е. все смешать в кучу), а потом разделять (т. е. устраивать междоусобицы)».

И споры на интеллектуальном уровне помогают нашему развитию именно тем, что мы четко видим разные аспекты реальности. И для каждого аспекта существуют свои принципы работы. А разобравшись в различных направлениях, мы уже можем свести все это вместе и для каждого конкретного случая.

У каждого человека есть свои предпочтения в жизни. Кто-то любит науку, кто-то — искусство, а кто-то — умение общаться.

Еврейская мудрость имеет разные «входы» для разных интересов.

Очень плохо, если человек попадет в иудаизм не со «своего» входа.

Рассказывали, что поэт Бялик пытался учиться в очень интеллектуальной иешиве, а один будущий известный ученый-физик — в хасидской иешиве. Оба они чувствовали неудовлетворение учебой и ушли из иудаизма в светский мир. Если бы они «поменялись» местами в иешивах, они бы прожили еще более счастливую жизнь, в которой Тора помогла бы им развивать их интересы.

Как решить эту проблему? В общине есть раввин-учитель. Это, в первую очередь человек, который чувствует и понимает особенности людей. И для каждого пришедшего он может подобрать правильный «вход в еврейскую мудрость».

Если вам, дорогой читатель, наша традиция кажется скучной и несовременной, значит, вы попали в нее через «чужой вход». Приходите в наш центр JCBB, и мы с удовольствием «вручим» вам «ключи» от вашего входа.

«Свой вход» означает две вещи. Во-первых, вам будет интересно изучать еврейскую мудрость. А во-вторых, станет интересней и счастливей ваша жизнь.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора