— Здравствуйте, уважаемый раввин.
С удивлением прочёл (если это было истолковано мною верно), что в иудаизме существует запрет, распространяемый на ашкеназов и не распространяемый на сефардов. Цитирую: «Если точно известно, что при изготовлении данного сорта сигарет использован алкоголь и/или крахмал, то сефардские евреи, как это устанавливается в упомянутом параграфе «Шульхан Аруха», в Песах могут их курить, а ашкеназские, как указывается в комментариях Рама, «Та’З»а, и в постановлениях рава Элияшива — нет».
Вопросы вогонку:
— Кем считается ребёнок от «смешанного брака», т. е. если один из родителей сефард, а другой — ашкеназ?
— Кем считается гер?
— Существует ли переход из «сефардства» в «ашекеназство» и наоборот?
— Где ещё важно различие между ашкеназами и сефардами, кроме приведённого Вами запрета?
— Где корни и в чём смысл такого различия?
Maкс, Хайфа
Haifa
— Ваш вопрос пришел в дни, когда мы читаем недельную главу Шофтим. И в ней, в частности, сказано: «Если неясно будет тебе (как поступать),… встань и пойди к служителям в Храме и к судье… и по слову их поступай,… по закону и по суждению их, не уклоняйся ни вправо, ни влево» (Дварим, гл.17, ст.8-11, с необходимыми сокращениями).
До этого говорится, что судьи, которые выносят постановления по ƒалахе (практическим законам) должны быть в каждом городе и в каждом из двенадцати колен народа Израиля.
Устная Тора разъясняет, что судьи, о которых написано здесь, — это Учителя Торы. А то, что колена Израиля выделены в отдельные группы, наряду с городами, сообщает нам, что при вынесении ƒалахических постановлений необходимо учитывать не только «географию» (города), но и менталитет (нюансы ƒалахи для каждого колена, каждой четко определенной группы в народе).
Это — ответ на последний ваш вопрос.
А теперь — по порядку.
Да, существуют ограничения (не запреты Торы, Тора для всех одна), взятые на себя теми или иными группами евреев.
Речь идет о постановлениях раввинов, духовных наставников данной конкретной группы. Зная менталитет людей в этой группе, глубоко проникая в психологические нюансы и предвидя, ощущая последствия принятия или непринятия тех или иных решений, они определяют нюансы человеческого поведения.
Тот же «механизм», кстати сказать, действует и в работе раввина, когда ему надо вынести решение по вопросу, с которым к нему обратился конкретный человек. Вот почему не всегда следует переносить решение, принятое раввином по тому или иному конкретному поводу, на другой случай, даже если кажется, что ситуации — аналогичны. Общее «раввинское правило в сфере принятия решений» таково: многое зависит от места, времени и особенностей человеческой личности.
И это никоим образом не противоречит тому, что у всех нас — одна Тора. Раввинские постановления не отменяют законы Торы, но указывают правильный путь их практической реализации. Как в частной, так и в общественной жизни. Отвечу и на другие ваши вопросы:
— Ребенок от «смешанного брака» принадлежит тому «колену Израиля», к которому принадлежит его отец. Если мать — сефардская еврейка, а отец — ашкеназский, то ребенок — ашкеназ.
— Нееврей, проходящий процесс гиюра, может выбрать любую общину, к которой он хочет присоединиться. Естественно, для того чтобы выбор был разумным и удачным, такому человеку необходимо достаточно длительное и серьезное (не поверхностное) общение с опытным и мудрым раввином. Раввин учтет и происхождение отца этого нееврея, психологические и прочие факторы.
— Случаи, когда человек переходит из ашкеназской, скажем, общины — в сефардскую (или наоборот), встречаются. Хотя и — нечасто. Такой переход должен быть совершен только по разрешению опытного и мудрого раввина.
— В Песах ашкеназские евреи не едят рис, бобовые и т. п., а сефарды — едят.
С другой стороны, сефарды не едят пищу, приготовленную (сваренную, жаренную) неевреем, а ашкеназы — едят (речь, разумеется, в обоих случаях идет о кошерной пище).
Evrey.com