Во вторник 21 января в Сенате начались слушания по импичменту президенту Трампу, который ему19 декабря объявила Палата представителей, обвинив президента в превышении власти и помехах в работе ее комитетов, расследовавших это превышение. Решение Палаты представителей было принято 230 голосами против 197 по межпартийному признаку, и таким же оказалось первое голосование в Сенате, где в первый день обсуждалась процедура дальнейшей работы, предложенная лидером большинства, республиканцем Митчем Макконеллом.
После 12 часов дебатов, уже в 2 часа ночи в среду, все 53 сенатора-республиканца проголосовали за план Макконелла, а все 47 демократов сказали «Nay». Таким же ожидается итоговое голосование, и президент Трамп, который во вторник улетел в Давос на очередной саммит по экономике, выразил оттуда «чувство глубокого удовлетворения» работой команды своих адвокатов и боевым настроем сенаторов-однопартийцев. Старший юрист Белого дома Пат Сиполлоне, возглавляющий «Команду-мечту» защитников президента, в очередной раз назвал импичмент фарсом, но добавил, что этому фарсу пришла пора положить конец.
Ведущий слушания глава Верховного суда США Джон Робертс сидел в председательском кресле, а под ним справа расположились защитники в красных галстуках, а слева — менеджеры-обвинители в синих. Женщины обеих команд явились без галстуков, но на менеджере Зои Лофген был синий партийный джемпер. Ораторы сменяли друг друга, повторяя давно известное с обеих сторон, то и дело звучали обращения к американскому народу, которому положено и пора знать правду, и к американской демократии, которой грозит неминемая беда по вине либо демократов во главе со спикером Нэнси Пелоси, либо республиканцев во главе с президентом Дональдом Трампом. Уже после полуночи обычно сдержанный судья Робертс пристукнул председательским молотком и заявил, что в данный момент считает необходимым напомнить менеджерам Палаты представителей и защите президента, что они обращаются к «величайшему совещательному органу мира».
Одной из давно известных тем межпартийной розни по импичменту стали требования республиканцев вызвать на слушания Хантера Байдена, сына бывшего вице-президента Джо Байдена, и требования демократов допросить бывшего советника Трампа по национальной безопасности Джона Болтона. Первый мог под присягой рассказать, что он с отцом творил на Украине и в других странах ради личного обогащения, а второй — о своих беседах с Трампом по поводу Украины, Ирана и Северной Кореи. И тут на слушаниях в Сенате возникло то, что я бы назвал «обмен шпионами наоборот». Как написала в среду газета The Washington Post с обычной ссылкой на компетентных анонимов, несколько сенаторов-демократов в частном порядке обсуждают возможность сделки с республиканцами, отказавшись вызывать Болтона в обмен на отказ вызывать Байдена-младшего. Так называемый «хлыст» (Whip), то есть политрук сенатского меньшинства Ричард Дербин сказал, что Хантер Байден ничего существенного против обвинений Трампа не скажет, но лично он такую сделку не исключает, и такого же мнения сенатор-демократ Джон Тестер. Положительно о варианте «обмена шпионами наоборот» отозвался сенатор-республиканец Тед Круз.
Сам Болтон сообщил, что даст показания в Сенате, если его вызовут туда повесткой, так как ему нечего скрывать, а оба Байдена отрицают любые противоправные действия. Сторонники Джо Байдена считают, что любое его вмешательство в импичмент может повредить бывшему вице-президенту в борьбе за Белый дом. Тем временем в программе Fox & Friends с ведущим Питом Хегсетом на канале Fox News 21 января выступил Питер Швейцер, автор только что вышедшей книги «Коррупция в профиль: превышение власти прогрессистской элитой Америки» («Profiles in Corruption: Abuse of Power by America’s Progressive Elite»). Часть семьи бывшего вице-президента Швейцер называет «Пятерка Байденов» и поясняет, что это его сын Хантер, дочь Эшли, сестра Валери, а также братья Джеймс и Фрэнсис.
«Все они наживались, когда он был вице-президентом Соединенных Штатов, — сказал Швейцер, пояснив, что про Хантера, который по протекции отца вошел в Совет директоров украинской нефтегазовой компании со щедрым жалованьем 50 тыс. долларов в месяц, все известно. «Муж Эшли Байден, — продолжал он, — фактически открыл свой бизнес из Овального кабинета Белого дома. Джо Байден устроил (ему) встречу с (президентом) Бараком Обамой и позже встречался с инвесторами этой компании в частном порядке, но как вице-президент Соединенных Штатов». Питер Швейцер также узнал, а телекомпания ABC News подтвердила, что Фрэнсис, он же Фрэнк Байден, младший брат Джо, вел переговоры с правительством Коста-Рики, когда президент Обама попросил своего вице-президента наладить отношения со странами Латинской Америки и Карибских островов по части «чистой» энергии. Тогда Фрэнк Байден и его компания Sun Fund Americas получили выгодный подряд на строительство на Ямайке солнечной электростанции мощностью 20 мегаватт.
Джеймс Байден, второй брат Джо, сейчас идет ответчиком в иске компании медицинского оборудования, хотя роль в этом бывшего вице-президента не усматривается. У 75-летней Валери Байден фирма политрекламы, которая хорошо зарабатывает на избирательной кампании старшего брата. В 2008 году, когда он баллотировался в вице-президенты, фирма Валери Байден получила от организаций Citizens for Biden и Biden For President Inc. два с половиной миллиона долларов. Отвечая ведущему программы Fox & Friends, Питер Швейцер сказал, что его книга не всем по душе, но назвал ее предельно точной, без обычных для такой литературы ссылок на анонимные источники. Все наши шаги можно проследить, — пояснил он. — Мы пользовались документами корпораций, финансовыми отчетами и судебными данными семи стран». Действительно, с такой домовой книгой Джо Байдену лучше не давать показания по любому поводу.