И кто печётся о своей дороге,
Тот обретёт своё спасенье в Б-ге.
Псалом 50 (перевод Н. Басовского)
Отец Моше Рабейну Амрам был Главой Санхедрина. То есть после смерти Йосефа именно он руководил еврейским народом. Когда еврейских мальчиков начали топить в Ниле, Амрам решил, что сейчас не время для рождения новых детей. Он развёлся со своей женой Йохевед. Примеру главы поколения последовали все еврейские мужчины.
И вот тогда к Амраму пришла его дочь Мирьям. Девочке было 5 лет, но она обладала вовсе не детским умом. Кроме того, у неё с детства был пророческий дар: ещё ребёнком Мирьям предсказала, что её мать родит спасителя евреев. Мирьям сказала отцу: «Ты хуже фараона. Он приказал убивать мальчиков, а ты своим поступком, который повторили все мужчины, не даёшь родиться даже девочкам. Фараон может лишить детей тела, но их души будут жить в грядущем мире. Ты же вообще не даёшь еврейским душам прийти в этот мир. Я уверена, что указ фараона будет вскоре отменён, а твой пример лишит наш народ будущего!»
Основное достоинство главы поколения и вообще мудреца – умение признавать истину, высказанную любым человеком. Он умеет прислушаться к критике и исправлять указанные ошибки. Папа вполне мог ответить Мирьям: «Девочка, не морочь голову! Не твоё дело – судьба еврейского народа». Но Амрам не только не отмахнулся от маленькой дочки, а даже признал её правоту, вернулся к Йохевед и вновь женился на ней. Евреи снова последовали примеру лидера и вернулись к своим жёнам. Йохевед забеременела и родила Моше.
Когда Моше родился, сияние озарило дом. Он родился обрезанным и это был знак, что ребёнок станет праведником. В течение трёх месяцев семье удавалось скрывать новорожденного. Но затем Йохевед взяла небольшую корзину, уложила мальчика в неё и пустила по течению Нила. Амрам с горечью спросил Мирьям: «Где же твоё пророчество, дочь моя?». Но Мирьям была абсолютно уверена в своём пророчестве. Её интересовало только, кто из египтян удостоится чести спасти избавителя евреев. Такой спасительницею оказалась дочь фараона Батья. Мирьям предложила ей привести еврейскую кормилицу. В итоге Йохевед выкормила своего ребёнка и даже получила за это плату.
Всё это широко известно. Однако у меня возник вопрос. Про Амрама написано, что он был одним из четырёх людей в истории человечества, которые ни разу не согрешили. Как совместить это с рассказанной историей?
Первый ответ: греха не было вообще. У Амрама просто была отнята свобода выбора при вынесении алахического решения о разводе. А Мирьям пришла сообщить ему прямое пророчество, чтобы изменить это решение. Этот вывод я сделал из книг по браславскому хасидуту.
Второй ответ: греха не было, просто было несовершенство поступка Амрама. И Мирьям своим пророчеством сделала его более праведным.
Но мне и моему редактору больше по душе прямой смысл. Грех был. Разводиться с женой, даже с самыми возвышенными намерениями, да ещё с такой праведницей, как Йохевед – это большой грех. Однако тшува Амрама была настолько полной и совершенной, что в глазах Всевышнего грех стёрт, как будто его и вообще не было. А может быть, даже превращён в заповедь.
Сказано, что праведник семь раз упадёт и встанет. Никто не гарантирован от падений и даже от грехов. Но дай нам Б-г такого же умения, как у Амрама, принимать истину! Из чьих уст мы бы её не услышали. Пусть она помогает нам так исправлять свои поступки, чтобы они соответствовали воле Б-га!