Одной из основных тенденций развития общества Соединенных Штатов, которые вместе с другими народами подошли к новому 2020 году, можно считать начавшуюся давно и все нарастающую утрату веры во все, от Б-га до соседа.
Как установил недавний опрос, проведенный социологами службы Gallup, доверие американцев к основным институтам общества в 2019 году было рекордно низким. Вера в наши вооруженные силы держалась на уровне, а церкви, Верховному суду, мелким бизнесам и полиции верили меньше, но терпимо. По результатам опроса, только 8% респондентов доверяют теленовостям; только 10% верят большим бизнесам и системе уголовного права; только 12% верят газетам и только 13% доверяют банками и образованию в городских школах. В нашу хваленую во всем мире системе здравоохранения верят только 15% опрошенных, но меньше всего в стране верят главному органу законодательной власти — Конгрессу США, всего 4%.
Консервативный публицист и издатель сетевого журнала The Federalist Бенджамин Доменек, который привел эти данные, допускает, что некоторые институты сами виноваты в падении к ним доверия общества — инвестиционные бакни, например, не смогли предвидеть надвигающийся финансовый кризис, а наши основные СМИ сами закопали себя в песок недоверия реакцией на победу Дональда Трампа в 2016 году. То, что началось в нашей жизни во всех ее областях, от всех трех ветвей государственной власти до партсобраний и от супружеских постелей до собачьих будок, раскололо страну с невиданной силой и скоростью.
Однако корни этой проблемы лежат гораздо глубже, и Бен Доменек докапывается до Вьетнамской войны и Уотергейта, когда Америка усомнилась в доверии своему правительству по части войны, разведки, медицинского обслуживания и дефицита бюджета. С годами это недоверие лишь усиливалось благодаря стремительно развивающимся средствам связи и общения, когда на смену «сарафанному радио» пришел интернет с его сайтами, форумами, блогами и твитами. Произошел некий кажущийся парадокс, когда крепнущая связь между людьми не сблизила, а отделила их друг от друга. Зная, а вернее, видя и читая больше, люди стали верить в увиденное и прочитанное меньше. В принципе, в этом нет ничего дурного, и разумное сомнение в незыблемом доверии власти заложено в фундамент гражданского правосознания демократического общества, но все же, написал Бен Доменек, грустно видеть страну, граждане которой «часами переругиваются с незнакомцами в Интернете, при этом не зная, как зовут их соседей».
37-летний Доменек, который подростком начал писать в сетевой консервативный журнал National Review Online, винит в этой разобщенности не только институты, которые, так сказать, напоролись на то, за что боролись. «Через такие основы гражданского общества, как церковь семья и община, — написал он 28 декабря в газете The New York Post, — мы не смогли посеять и укрепить веру друг в друга. Эти институты дают нам жить, как американцам. Без них мы вынуждены обращаться к другим силам, в частности к правительству, для решения проблем, которые традиционно решались в семье, общине и церкви. В отличие от других стран, где общество делится на народ и лидера — собрание бессильных, которые обращаются за спасением к сильному, Соединенные Штаты постоянно поддерживали себя благодаря духу, который призывает нас дружить с соседями и решать проблемы самим».
С учетом относительной молодости автора (а мы все больше привыкаем к преклонному возрасту наших общепризнанных авторитетов), рассуждения Бена Доменека можно посчитать анархически незрелыми, но это не так. Сын замминистра внутренних дел США не призывает заменить суд самосудом, хотя на уровне совести допускает это. Если Америка стремится выжить для грядущих поколений, считает Доменек, мы не можем отвечать на предательство общественных институтов на любом уровне, просто смиряясь с этим. «Не нужно мириться с церковью, клир которой полон грешников, — написал он накануне Нового 2020 года, — со спортивными клубами, где полно обманщиков, и правительством, где засилье идиотов. Наш ответ в твердом намерении самим обновить эти институты, начав с самих себя, с наших семей, соседей и городов».
В подтверждение соей позиции Бен Доменек, пуэрториканец по отцовской линии и ирландец по материнской, цитирует родившегося в Израиле Дюваля Левина, редактора консервативного ежеквартальника National Affairs. «Наша крайне индивидуалистская и свободолюбивая идея свободы возможна только, если мы предположим само существование человека и гражданина способным на весьма высокий уровень свободы и ответственности, — написал 42-летний Левин в изданной три года назад книге «Сломанная Республика» (The Fractured Republic”). — Мы недостаточно часто реагируем на то, как крайне важно, чтобы в нашем обществе были такие люди».
Эту нехватку Бен Доменек ставит во главу угла всех бед сегодняшней Америки. «Снова и снова, — написал он, — люди убеждаются, что они лучше тех, кого выбрали и поставили во власть. Величие Америки не в полных бюрократами залах или в кабинетах начальства на Уолл-стрит. Оно в грузовиках добровольцев Cajun Navy», которые в 2016 году в Луизиане растаскивали суда, выброшенные на берег ураганом Харви. А в связи с недавно объявленным в Палате представителей импичментом президенту Трампу, который Бен Доменек назвал «бессмысленной шарадой», он напомнил о выступлении там Чипа Роя, конгрессмена-республиканца из Техаса.
47-летний Рой напомнил коллегам хорошо известные слова Уильяма Фрэнка Бакли, писателя, журналиста и основателя журнала National Review. Умерший в 2008 году в возрасте 82 лет Бакли среди множества запомнившихся цитат сказал, что наша страна только выиграет, если всех 435 членов Палаты представителей заменить первыми 435 гражданами, упомянутыми в телефонном справочнике. В этом Бен Доминик, начавший путь в журналистику с журнала National Review, видит сермяжную правду, которая спасет Америку от морального пути вниз. Вера в ближнего, как в самого себя, считает он, великая сила. То же самое записано в Торе словами рабби Акивы, одного из величайших мудрецов Израиля всех времен. Такую же заповедь евангелисты приписывают Иисусу Христу, хотя, как показывает история, ничего путного из этого пока не получилось. Еще одно тому доказательство — предновогодний отчет интернет-сайта Business Insider, согласно которому город Нью-Йорк стоит на первом месте в стране по грубости горожан. Этот вывод был подтвержден опросом двух тысяч взрослых ньюйоркцев, 34,3% которых считают именно так. На втором месте по грубости стоит Лос-Анджелес, затем города Вашингтон, Чикаго, Бостон, Детройт, Баффало, Балтимор, Филадельфия и Сан-Франциско. Когда репортер газеты The New York Post поинтересовался мнением на этот счет у гражданина на 125 стрит в манхэттенском Гарлеме, он был немедленно послан к такой-то матери.