Продолжение. Начало в № 785
На благодатную полосу земли к западу от снежных вершин Анд, то есть современную территорию Чили, евреи пришли с первых лет ее освоения европейцами.
Вглядываясь в пески пустыни Атакама, высоченные пики Анд, рощи самых вкусных в мире фруктов «чилимоя» и волны Тихого океана, хочется представить себе, что ощущали добравшиеся сюда мараны. Наверное, им хотелось после ужасов инквизиции вдохнуть тут свежий воздух. Родриго де Оргоньос, один из спутников Д. де Альмагро, открывшего Чили в 1535 г., и Диего Гарсия де Касерес, сподвижник конкистадора П. де Вальдивии, завоевавшего ее в 1540 г., были «новыми христианами» или другими словами — маранами (среди потомков Д. Г. де Касереса — Х. М. Каррера и Д. Порталес, в будущем видные борцы за независимость Чили).
Вскоре торговцы-христиане потребовали выселения маранов из страны, рассматривая их как основных конкурентов. Страна находилась под юрисдикцией трибунала инквизиции, действовавшего с 1570 г. в Лиме и занимавшегося главным образом выявлением тайных приверженцев иудаизма. Однако в связи с удаленностью Чили и неэффективностью управлявшей ею испанской администрации число живущих здесь маранов оставалось до конца XVII в. сравнительно большим.
В 1627 г. инквизиция арестовала в городе Консепсьон известного писателя и врача марана Франсиско Мальдонадо да Сильву (1592 — 1639). Он провел 12 лет в тюрьме, где, несмотря на многочисленные попытки католических теологов уговорить его вернуться в христианство, открыто исповедовал иудаизм, соблюдал длительные посты и даже сделал себе обрезание. Протоколы допросов он подписывал так: «Эли Назарено, недостойный раб Б-га Израилева, известный также как Сильва». В 1639 г. да Сильва был выведен на аутодафе и сожжен на костре. В 1644 г. такая же судьба постигла врача Родриго Энрикеса де Фонсеку из Сантьяго, его жену и брата жены Луиса де Риверсо, покончившего с собой в тюрьме. В 1680 г. инквизиция конфисковала имущество капитана Леона Гомеса де Оливы, признанного виновным в возвращении к иудаизму.
На исходе XVII в. трибунал в Лиме получил данные о том, что в Сантьяго и его окрестностях насчитывалось 28 маранов. Сведения о принятых в связи с этим мерах не сохранились. В XVIII в. все мараны Чили ассимилировались, хотя отмена инквизиции последовала здесь лишь в 1813 г., после провозглашения независимости страны. В ХХ веке в Чили были обнаружены группы исповедовавших иудаизм индейцев, которые утверждают, что их предков обратили в иудаизм евреи.
Первая конституция независимой Чили в 1833 г. провозгласила католицизм государственной религией и запрещала исповедование других религий. Из-за этого евреи не могли поселиться здесь. Лишь в 1865 г. был принят закон, разрешивший представителям других вероисповеданий проводить богослужения в частных домах и открывать частные школы; в 1880-х гг. в Чили начали прибывать еврейские иммигранты из России, а затем и из других стран Восточной Европы. Первоначально число евреев-переселенцев было очень невелико, но в начале ХХ в. их приток в Чили усилился. Вслед за ашкеназами в страну начали прибывать и сефарды. Сравнительно большая группа выходцев из Македонии обосновалась в городе Темуко. В 1906 г. в Сантьяго впервые образовался миньян. В 1909 г. возникла первая еврейская организация — «Сосьедад уньон исраэлита» (Объединенное еврейское общество).
Поскольку формально в Чили все еще не существовало свободы вероисповедания (она была законодательно закреплена лишь конституцией, принятой в 1925 г.), еврейские объединения принимали «нейтральные» названия типа «Филармоника руса» (Русское филармоническое общество) Сантьяго, 1911 г. или Сентро маседонико (Македонский центр) Темуко, 1916 г. В 1910 г. в Чили начал собирать пожертвования Еврейский национальный фонд, в 1911 г. появились первые сионистские кружки. В 1914 г. в Сантьяго открылась небольшая еврейская школа, в 1917 г. образовалось благотворительное общество Биккур-холим.
В сентябре 1919 г. состоялся 1-й конгресс чилийского еврейства, в котором приняли участие делегаты ашкеназов и сефардов из шести городов, а также представители группы исповедовавших иудаизм индейцев Ихос де Сион (Сыны Сиона). Конгресс принял решение о создании Сионистской федерации Чили, провозгласив ее единственным представительным органом чилийского еврейства. В дальнейшем федерация проводила подобные конгрессы ежегодно. В 1919 г. начали выходить еврейские газеты на испанском языке «Нуэстро идеал» и «Ренасимьенто». В 1920 г. все ашкеназские ассоциации Сантьяго, где в основном поселились евреи, учредили Сиркуло исраэлита (еврейский кружок), а студенты местного университета — Еврейский молодежный центр. n
Продолжение следует