Центральная тема главы — союз между Б-гом и еврейским народом. Всевышний передал судьбу еврейского народа в его собственные руки: судьба народа зависит от сохранения этого союза.
Два стиха в главе, следующие один за другим, содержат особое предупреждение о том, что произойдет с евреями, если они пожелают изменить союзу с Б-гом и уподобиться другим народам. Это предупреждение связано с отношениями между Израилем и другими народами: «Уведет Г-сподь тебя и твоего царя, которого ты поставишь над собой, к народу, которого не знал ни ты, ни твои отцы, и ты будешь там служить чужим божествам, дереву и камню. И будешь ты ужасом, притчей и посмешищем среди всех народов, куда отведет тебя Г-сподь» (Дварим, 28:36-37).
Известна история о том, как к раву Хаиму из Воложина пришел с вопросами и жалобами еврей-выкрест. Недоброжелательность соседей-неевреев была для него мучительной, и он стал старательно им подражать, чтобы сблизиться с ними: одевался, как они, выпивал с ними, поддерживал разговоры на интересующие их темы. Но лучше от этого не стало. Тогда этот еврей крестился в надежде, что это уничтожит разрыв между ним и окружающими. И тут почему-то стало совсем плохо…
История дает нам немало примеров антисемитизма — явления абсолютно иррационального. Не хотелось бы упрощать, но поневоле приходится быть кратким. Отчасти суть антисемитизма проясняется в такой исторической закономерности: чаще всего мы страдаем от тех народов, с которыми особенно настойчиво сближаемся. Так было в Египте, когда евреи в подражание египтянам перестали делать обрезание. Так было в Испании в XIV — XV веках, когда евреи слишком увлеклись испанской культурой. Так было в Германии в XVIII — XIX веках, когда эмансипация позволила евреям активно участвовать в общественной и культурной жизни страны.
Отношение к нам других народов является средством, которым Всевышний ведет и сохраняет еврейский народ. Поэтому это отношение парадоксально, не естественно, но определено Свыше.
В книге пророка Иехезкеля есть такой эпизод: к пророку «пришли мужи из старейшин Израиля вопросить Г-спода». «И сели перед лицом моим, — говорит пророк. — И было слово Г-спода ко мне… Задуманному вами — не бывать тому, сказанному вами: «Будем, как (другие) народы, как племена (других) стран, служить дереву и камню». Жив Я — слово Г-спода Б-га! Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся буду царствовать над вами» (20:1-2, 32-33).
На иврите понятие «правитель» можно обозначить двояко (как, впрочем, и в других языках): мелех — царь и мошель — властитель. Тора подразумевает между этими двумя понятиями глубокую смысловую (а не формально-административную) разницу. Когда Иосеф пересказывает братьям свои сны (я думаю, эта история всем известна), возмущенные братья говорят ему: «Неужели ты будешь царствовать (тимлох) над нами, будешь властвовать (тимшоль) над нами?» (Берешит, 37:8). Тимлох, тимшоль — это не повтор, не литературный прием. Братья имеют в виду две разные вещи: неужели ты думаешь, что мы поставим тебя царем над нами, или ты воображаешь, что будешь властвовать над нами силой? Быть царем в понятиях Торы, значит, быть возведенным на царство людьми, которые тебя царем признают и готовы тебе служить. Быть властителем — значит взять власть самому и править силой.
Через пророка Иехезкеля Всевышний сказал евреям, что Он не допустит, чтобы они смешались с другими народами и уподобились им (народы будут их отталкивать). Не допустит — т. е. будет действовать силой. Так прямо и сказано: «Рукою крепкой и мышцею простертой и яростью изливающейся буду царствовать над вами». Почему же в таком случае «царствовать», а не «властвовать»? Потому что природа евреев такова, что даже когда они сходят с предписанного им пути, они на него всегда возвращаются всей душой. Когда жизненные, исторические обстоятельства подсказывают еврейскому народу, что им совершена ошибка, он возвращается к чувству и осознанию, что Всевышний — его Царь и Царь царей.
http://www.toldot.ru