В начале этого раздела, содержащего 41 заповедь, Моше велит евреям назначать судей и полицию. Категорически запрещены даже мизерные взятки должностным лицам. Нельзя сажать деревья вблизи храмового жертвенника и ставить «столбы» по примеру идолопоклонников. Животные с пороком не годятся для принесения в жертву. Еврей, призывающий других служить идолам, приговаривается к смерти — «по словам двух или трех свидетелей». Все вопросы, на которые нет ответа в Торе, решаются Санэдрином, высшим юридическим и законодательным органом еврейской власти. В отсутствие Санэдрина и Храма обязательные для всех постановления выносят раввины, знатоки Торы. «Когда придешь ты в страну, то из среды братьев своих поставь над собой царя». Еврейскому царю разрешено иметь ограниченное число жен и личной собственности. Царь должен написать два свитка Торы и один из них всегда держать при себе. Коэны и левиты не получают земли в Эрец Исраэль; их материальные нужды обеспечивают другие колена. Запрещены все виды «неконвенционального» общения с духовными средами: колдовство, гадания, заклинания, астрология, спиритизм, которые подменяют прямую связь с Тв-рцом. Б-г обещает посылать евреям пророков, сообщающих Его волю, и Моше объясняет, как отличить настоящих пророков от самозванцев. Придя в Эрец Исраэль, надо выделить города-убежища для людей, совершивших случайное убийство и спасающихся от мести родственников погибшего. Но тем, кто преднамеренно убил человека, убежища не дают. Тора запрещает красть чужую недвижимость: «не отодвигай межи ближнего». Суд не принимает решения по показаниям только одного свидетеля. Злонамеренный свидетель, пытавшийся оговорить невинного человека, получает такое же наказание, какое он задумал для своей жертвы. Прежде чем приступить к военным действиям, надо предложить мир противнику, но если он упорствует, «то перебей всех мужчин его острием меча». Нельзя рубить плодовые деревья при осаде вражеской крепости. Если на ничейной земле найден неопознанный труп, старейшины ближайшего города убивают «телицу», омывают над ней руки и торжественно клянутся, что их сограждане непричастны к смерти этого человека.
В начале раздела Моше говорит сынам Израиля: «Судей и исполнителей поставь себе во всех вратах твоих, чтобы судили они народ судом праведным. Не криви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрых и извращает слова праведников». И далее: «цедек, цедек тирдоф» — «справедливости, справедливости добивайся, чтобы ты жил и унаследовал землю, которую Вс-вышний дает тебе».
Двойное «цедек» означает, что надо не только стремиться к справедливости, но и добиваться ее такими же справедливыми методами. Тора категорически отвергает расхожий принцип «цель оправдывает средства».
Следующая заповедь воспрещает сажать деревья возле храмового жертвенника и на территории самого Храма, дабы не следовать примеру идолопоклонников. «И не ставь себе столбов (памятников, монументов), которые ненавидит Б-г». Эти запреты действительны поныне.
Почему требование о справедливом судопроизводстве и запрет подражать язычникам стоят рядом в тексте? В Мишне, трактате «Авот», сказано, что «меч приходит в мир из-за попрания справедливости, а изгнание — из-за идолопоклонства». Оба этих греха могут стать причиной утраты Эрец Исраэль. И наоборот, верность Тв-рцу и честное, справедливое обращение с ближним укрепляют наши позиции на Святой Земле.
В Талмуде сказано, что «назначение неподходящих судей равносильно посадке дерева у жертвенника». Храм не нуждается в озеленении и прочих украшениях. Он и так красив своей духовной сущностью. Внешние декоративные средства просто неуместны. То же самое относится и к судьям. Чтобы вершить правосудие, человек должен в первую очередь отличаться ученостью и выдающимися нравственными качествами. Это куда важнее, чем респектабельная внешность, приятные манеры и материальная обеспеченность.
Не уклоняйся ни вправо, ни влево
«Если неясен будет тебе закон, то встань и взойди на место, которое изберет Вс-вышний (в Храм, где заседает Санэдрин), и приди к коэнам, левитам (священнослужителям) и к судье, который будет в те дни, и расспроси, и скажут они тебе, каков закон, и точно сделай все, как они укажут тебе» (17:8-10).
В этих словах устанавливается механизм преемственности в иудаизме и динамичного применения Галахи во все времена. Они опровергают доводы тех «почитателей» ТАНАХа, которые считают постановления еврейских мудрецов «надуманными» и «устаревшими».
У нас давно нет Храма и Санэдрина; коэны и левиты не могут исполнять свои функции. Поэтому сегодня мы слушаем «судей» — раввинов. Сама Тора приравнивает их решения к своим постановлениям: «Не уклоняйся от слова, которое они скажут тебе, ни вправо, ни влево».
Стоя у горы Синай, евреи заключили «пакетную сделку» с Б-гом, обязались исполнять все Его законы, содержащиеся как в Письменной Торе (ТАНАХе), так и в Торе Устной — Мишне, Талмуде и последующих толкованиях и разъяснениях мудрецов. Каждое поколение евреев прикрепляет новое звено к многовековой цепи традиции, выкованной три тысячи триста лет назад при Исходе наших предков из рабовладельческого Египта. Теперь наша очередь укреплять эту цепь и протянуть ее в будущее. Ибо она — залог выживания еврейского народа и благополучия всего человечества.
Духовные потребности на первом плане
«Когда выйдешь ты на войну против врага твоего… пусть надсмотрщики говорят народу так: «Тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть идет и возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне, а другой обновит его; и тот, кто насадил виноградник и не выкупил его плоды, пусть идет и возвратится домой, чтобы не умер он на войне, а другой выкупит его; и тот, кто обручился с женщиной и не взял ее, пусть идет и возвратится домой, чтобы не умер он на войне, а другой возьмет ее…» (20:1-7).
Представьте себе, что вы отбираете бойцов для дерзкой и очень рискованной операции за линией фронта. Шансы выжить — 50 на 50. Кого вы направите: женатых или холостых? Конечно, холостых. В случае гибели они, по крайней мере, не оставят вдову и сирот; меньше будет горя и слез. Таков общепринятый подход.
Но Тора считает по-другому: «Тот, кто обручился с женщиной и не взял ее, пусть… возвратится домой, чтобы не умер он на войне, а другой возьмет ее». Это значит, что жених после помолвки освобождается от армии, а женатых мужчин, имеющих детей, можно посылать в бой.
Там же упомянуты еще две категории людей, получающих отсрочку от призыва: «Тот, кто построил новый дом и не обновил его, пусть возвратится в дом свой, чтобы не умер он на войне, а другой обновит его». РАШИ поясняет: иначе он расстроится, что построенный им дом обновил другой человек. Но почему хозяин должен расстраиваться из-за дома, в котором он никогда не жил? Ведь простая логика подсказывает, что куда тяжелее покидать дом, в котором ты провел много лет и где тебе знаком каждый уголок.
То же самое относится и к жене. Разве легче терять любимую жену, которая родила тебе детей, самого близкого человека, чем невесту, которую ты не успел даже узнать?
Но Тору интересуют не эти внешние обстоятельства, а наши скрытые духовные переживания. В глубине души, возможно, сами того не сознавая, мы смертельно боимся, что начнем заповеданное Б-гом дело, мицву, и не сможем довести ее до конца. Когда наша душа, постоянно стремящаяся к своему Источнику, Тв-рцу вселенной через исполнение Его заповедей, видит, что задуманное духовное предприятие может рухнуть, едва начавшись, ее охватывает глубокая печаль, ощущение безмерной и невосполнимой утраты.
Каждый из трех вышеописанных сценариев представляет собой такую духовную работу на ее начальном этапе. Например, когда мы строим дом, наша душа знает, что по завершении строительства мы сможем выполнить важные мицвот: принимать гостей, поставить ограду по периметру крыши и др.
В эпоху Храма, когда еврей сажал виноградник, его душа ждала четвертого года, чтобы принести урожай в Иерусалим и съесть там его в радости и святости.
Когда еврей решает жениться на девушке, его душа стремится выполнить заповедь создания семьи, родить и вырастить детей.
Все эти побуждения не поддаются логическому объяснению, поскольку Тора заботится в первую очередь о наших духовных, а не материальных потребностях.