После двадцати лет бесплодного брака у Ицхака и Ривки рождаются близнецы Эсав и Яаков. Б-г сообщает Ривке, что ее трудная беременность — это прелюдия к грядущему конфликту между потомками близнецов — Римом и Израилем. Эсав вышел первым из утробы матери; вслед за ним, держась за пятку брата, — Яаков.
С возрастом разница между братьями становится все заметнее. Эсав — охотник, отличается необузданным нравом, а Яаков — «человек кроткий, сидящий в шатрах» Торы. В день похорон их деда Авраама Эсав бездумно продает свое первородство Яакову за приготовленное им траурное блюдо — чечевичную похлебку.
Ицхак хочет уйти в Египет, чтобы переждать там голод, охвативший Ханаан, но Б-г напоминает ему, что после жертвоприношения на горе Мориа он наделен особой святостью, и ему нельзя покидать Святую землю. Ицхак поселяется с Ривкой в Граре, стране филистимлян, и выдает свою жену за сестру, чтобы защитить ее от посягательств местных язычников. Разбогатев на чужбине, Ицхак вызывает зависть филистимлян, и местный царь Авимелех изгоняет его. Покинув Грар, Ицхак восстанавливает три колодца, выкопанных его отцом. Эти колодцы символизируют три будущих иерусалимских Храма: два из них, как и колодцы, будут разрушены, а третий сохранится навечно. Авимелех понимает, что Ицхаку покровительствует Б-г, и предлагает ему заключить союз.
Прошли годы. Чувствуя приближение смерти, Ицхак призывает к себе Эсава, чтобы благословить его. Однако Ривка убеждает Яакова прийти к слепому отцу и, выдав себя за брата, получить это важное благословение. Хитрость удалась: Ицхак благословляет Яакова, думая, что это Эсав. Разгневанный Эсав жалуется отцу на обман, вспоминая заодно и о проданном первородстве, но Ицхак понимает теперь, что Яаков больше ценит духовную миссию семьи, и подтверждает необратимость своих слов. Эсав грозит убить Яакова, и Ривка отправляет младшего сына к своему брату Лавану в Падан-Арам, чтобы он переждал там гнев Эсава и заодно подыскал себе жену.
***
«Вот родословная Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака…» (25:19). Интересная особенность. В большинстве эпизодов с участием Ицхака он играет как будто подчиненную роль: главное действующее лицо в истории с его несостоявшимся жертвоприношением — Авраам, которому было назначено испытание. Сватовством Ицхака занимаются домоправитель Элиэзер и семья невесты, а жених лишь покорно принимает выбор своего отца и его слуги. Наконец, в известной сцене с похищением благословения из сегодняшнего раздела Ицхак хотя и оказывается в центре событий, но выглядит лишь пассивным объектом интриг своей проницательной жены Ривки и хитроумного младшего сына Яакова. В чем же дело? Почему жизнь и деяния нашего второго по старшинству праотца не столь ярки и героичны, как у Авраама и Яакова, в отличие от которых он даже ни разу не был «за границей»: ни в Египте, ни в Падан-Араме, на родине своего отца? Ицхак — сын Авраама; Ицхак — отец Яакова и Эсава. Всего-то?
Скорее всего, Тора хочет подчеркнуть, что Ицхак исполнял роль главного связующего звена в цепи преемственности поколений. Авраам «открыл» веру в Единого Б-га; он установил особые отношения с Творцом, вел с Ним прямой диалог. Но если бы ему не удалось передать сыну свое духовное наследие, то его жизнь лишилась бы исторического смысла. Идея преемственности отражена и в сходстве судеб Авраама и Ицхака: у того и у другого жены были долго бесплодны; оба бежали от голода и, оказавшись во власти своевольных тиранов, выдавали своих жен за сестер, чтобы избежать расправы; оба заключали союз с царем филистимлян Авимелехом. Даже внешне Ицхак, согласно традиции, как две капли воды, походил на Авраама.
На самом деле, Ицхак был достаточно яркой личностью и обладал собственными незаурядными качествами. Но для еврейской традиции и истории он был важен, в первую очередь, как связующее звено, как человек, подхвативший знамя иудаизма из рук отца и передавший его сыну Яакову, родоначальнику 12 колен Израилевых.
Они были первыми
«Авраам родил Ицхака» (25:19). РАШИ объясняет, что это странное, на первый взгляд, сообщение предназначалось специально для злых языков, которые утверждали, что Сара зачала Ицхака от Авимелеха, у которого находилась в плену непродолжительное время в Граре. В их предположении был свой резон: ведь брак Сары и Авраама был долгое время бесплодным. Чтобы положить конец клеветническим домыслам, Б-г сделал Ицхака точной копией своего истинного отца.
Но, как часто бывает, решение одной проблемы породило новую проблему. Согласно мидрашу, когда Ицхак вырос, сходство между ним и Авраамом было столь разительным, что их часто путали, как братьев-близнецов. Ицхака принимали за Авраама, а Авраама — за Ицхака. Тогда Авраам попросил Б-га ввести в мир старость, чтобы люди различали отцов и детей и уважали стариков.
Итак, Авраам положил начало старости. А что же Ицхак? Наш второй праотец ввел в мир страдания. Он рано осознал, как тяжелы грехи, и как строго карают за них в Мире грядущем. Поэтому он молил Всевышнего дать людям возможность страдать в этом мире, поскольку страдания искупают грехи, когда не хватает прижизненных заслуг. Страдальцы входят в Мир грядущий с кристально чистой душей и удостаиваются там максимальной награды. Любая инициатива, как известно, наказуема. Ицхак стал первым человеком, получившим страдания от Б-га: он ослеп в преклонном возрасте.
Теперь перейдем к третьему праотцу — Яакову, сыну Ицхака. Что он принес в мир? Яаков видел, как люди умирают, едва заболев. В те времена никто долго не хворал. Чихнет человек — и его сразу настигает смерть. Отсюда, видимо, происходит древняя традиция желать чихнувшему: «Будь здоров!» Пожелание — полезная вещь: теперь мы чихаем, но умирать не спешим. Яаков-авину вымолил у Творца разрешение оставлять завещание и в результате стал первым человеком, умершим от продолжительной болезни.
А кто впервые выздоровел после болезни? Патент тоже наш, еврейский. Царь Иудеи Хизкиягу, правивший в VIII веке до н.э., упросил Б-га дать людям возможность исцеляться от недугов, чтобы они могли раскаяться в грехах, вызывающих эти недуги. На Хизкиягу и был проведен первый эксперимент такого рода, к слову сказать, весьма успешный.
Следующим этапом расширения границ земного бытия станет воскрешение из мертвых. Согласно традиции, покойники начнут вставать из могил с началом мессианской эры. Вера в воскрешение из мертвых — один из тринадцати принципов иудаизма, сформулированных РАМБАМом. Кто впервые оживет, пока неизвестно. Но нет сомнений, что это будет наш соплеменник и единоверец.
Мужская заповедь
«И толкались сыновья (Эсав и Яаков) в утробе ее (Ривки), и сказала она: «Если так — зачем мне это?» (25:22). Царь Хизкиягу не хотел иметь детей, потому что ему было сообщено по пророческим каналам, что среди его потомков будут злодеи. Пророк Иешаягу осудил его за это. Он сказал царю, что не его дело вмешиваться в расчеты Всевышнего: «Ты должен делать то, что Тора требует от тебя» (Вавилонский Талмуд, трактат «Брахот», 11а).
Если бы не прямое указание Б-га: «Плодитесь и размножайтесь», Хизкиягу был бы, наверное, прав. Ведь если ты знаешь, что кто-то из твоих потомков окажется недостойным человеком, зачем же вообще производить их на свет?
Однако «Плодитесь и размножайтесь» — строгая заповедь и самая первая: ее получили первые люди Адам и Хава, а затем — Ноах с сыновьями сразу после Всемирного потопа. Впрочем, эта заповедь возложена только на мужчин. На женщин она не распространяется.
«Если так — зачем мне это?» Теперь нам понятны слова Ривки. РАШИ сообщает в своем комментарии: когда беременная Ривка проходила мимо места, где совершалось служение идолам, ее зародыш начинал крутиться, как будто хотел вырваться наружу (она еще не знала, что родит близнецов, и крутился только один из них –Эсав). Раз так, значит, у нее родится идолопоклонник, ребенок с порочными наклонностями.
«Так зачем мне это? — думала она. — Ведь я не Ицхак. Я женщина и вовсе не обязана продолжать свой род. Уже лучше бы мне не иметь детей».