Симпатию к Америке во мне пробудил фильм, который я посмотрел лет 50 назад. Кажется, он назывался «Белая полоса» (разделяющая дорогу). В нём парень, вернувшийся из армии, купил грузовик и занялся междугородными перевозками. Вскоре выяснилось, что этим бизнесом владеет мафия, и одиночке в нём нечего делать.
Но парень оказался американцем. Он купил ружьё. Кажется, ему помогала девушка. В те годы женщины в Америке ещё не считали себя врагами мужчин. Парень не был Терминатором и не Шварценеггером. Но он был свободный человек и верил в себя. Для гражданина СССР, как я, это было незнакомым и манящим чувством. Сейчас таким американцем, свободным и верящим в себя, представляется Дональд Трамп.
За 8 лет президентства Обамы великая страна США превратилась в «банановую республику» вроде тех, что лежат на юг от её мексиканской границы. Руководство страны коррумпировалось. Недавно бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани заявил, что «чикагский политик» (на американском сленге это означает «коррумпированный») Обама все годы в «офисе президента» распродавал своё влияние. За годы службы он стал мультимиллионером. Вице-президент Обамы Джо Байден, по словам Джулиани, продал своё влияние за миллионы долларов, а госсекретарь Хиллари Клинтон — за сотни миллионов. Органы «глубокого государства», обязанные исполнять законы, контролировались послушными обамовскими назначенцами, для министров юстиции Эрика Холдера и Лоретты Линч расовая солидарность с президентом стояла важнее профессионального долга, а медиа, как хорошо воспитанный пёс, послушно выполняли инструкции левых «кинологов».
Американская пресса обычно выступает хором. Когда начинается очередная кампания, от её дружных причитаний, воплей и завываний не укроет ничто. В то же время отдельно звучащий голос внимания на себя не обратит, какую бы важную информацию ни нёс. Так в конце 2017 года левый сайт Politico обнародовал сенсационное исследование Джоша Майера: «Как Обама секретно дал «Хизбалле» сорваться с крючка». Сообщалось, что президент США закрыл международный проект спецслужб «Кассандра», направленный на наркоторговлю «Хизбаллы» — только в США приносившую террористам миллиард долларов в год. Предполагалось, что Обама оберегал тем свои переговоры с Ираном. Сравните это немыслимое деяние — президент США покрывал в стране наркоторговлю, уносящую ежегодно около 60 000 жизней, с просьбой Трампа к президенту Украины способствовать расследованию коррупции семейки Байдена, за которую президента США пытаются ныне подвергнуть импичменту. Но публикация Майера прошла практически не замеченной.
Поначалу американцы пытались восстать против политики Обамы. В 2009 году в стране возникло движение «чаепития» — отсылка к «Бостонскому чаепитию» 16 декабря 1773 года, с которого началась американская революция. Но на этот раз революция не состоялась. Налоговое ведомство США не регистрировало организации «чаёвников», а отдельных активистов разоряло налоговыми проверками. Информация об этих притеснениях появилась в прессе, но после заявления Обамы: «в этом нет ни грана коррупции» — бесследно исчезла. К концу своего президентства Обама подготовил плавный переход власти в руки Хиллари с сохранением всех своих идеологических и организационных достижений. Все структуры глубокого государства и медиа покорно работали на такой переход.
Но вот на дорогу национальной политики, разделённой «белой полосой», вышел американской парень Дональд Трамп. С одной стороны «полосы» — глубокое государство, вся медиа, «культурная элита», «образованный слой», Голливуд, с другой он, застройщик, человек без политического опыта и без армии управленцев, на которую можно было бы опереться.
Как Трампу удалось победить — понять невозможно. В день выборов «Нью-Йорк Таймс» щедро отвела вероятности его победы 2%. Если бы кандидат партии «зелёных» Джилл Стайн перед выборами сняла свою кандидатуру, отданных за неё голосов в критических штатах хватило бы для победы Хиллари. Недаром мстительная Клинтон, после трёх лет размышлений, обозвала сейчас Стайн «русской шпионкой».
Три года правления Трампа оказались для страны чрезвычайно успешными. Основной механизм этого — Трамп отменял всё, что мог из сотворённого Обамой: и экономическое регулирование внутри страны, и международные договоры. Производить это ему приходилось под тяжёлым огнём противника — противодействия глубокого государства, укомплектованного ещё Обамой, и непрекращающейся истерики медиа и «культурной элиты».
Первую атаку на Трампа, на следующий день после его инаугурации, повели феминистки. Но эта могучая армия неожиданно быстро сдулась. Среди руководства «Постоянно действующего женского марша» значилась состарившаяся чернокожая террористка Анджела Девис, которую в начале 70-х ХХ века судили за участие в убийстве работников ФБР. Преступление было совершено членами «Чёрных Пантер» из оружия, купленного для них Девис. Участвовала в марше арабская террористка Расмия Юсеф Уда, убившая в феврале 1969 года в Иерусалиме двух евреев. Решающий удар против «Постоянно действующего марша» нанесла «палестинка» — Линда Сарсур. Та сообщила через прессу, что феминизм несовместим с сионизмом, и «неправильные» еврейки в «марше» не приветствуются. Еврейки ушли, а какой там феминизм без евреек?
Следующую атаку на Трампа связали с нападением бандитов «антифа» на участников митинга в защиту памятников воинам-южанам в Гражданскую войну 1861 — 1865 годов. Желая погасить конфликт, Трамп заявил, что на обеих сторонах случившейся драки были «замечательные люди». Истеблишмент стоял за «антифа» и проклинал президента за его замечание громко и долго. Но выдоить что-либо существенное из этого козла негодования не сумел.
Следующая всеамериканская истерика случилась, когда на пресс-конференции после встречи с Путиным в Хельсинки в июле 2018 года Трамп заявил, что верит Путину, будто Россия не вмешивалась в американские выборы 2016 года, и соответственно он, Трамп, победил Хиллари честно. Истерика после такого богохульства заглушила Ниагарский водопад, медиа билась, как в падучей, и только из утюга не раздавались проклятия президенту. Трамп в тот момент дрогнул и сообщил, что его не так поняли. Что-то вроде: он имел в виду — незваный гость не «хуже татарина», а «лучше». Всё же казалось, что тот скандал Трамп не перенесёт.
Бывший директор ЦРУ Джон Бреннан объявил, что Трамп перекрыл меру преступления и совершил измену. Конгрессмены требовали «допроса с пристрастием» переводчика, присутствовавшего при беседе Трампа с Путиным «один на один», и даже допроса жены президента — может быть, он проболтался в минуты интимной близости? Это был подходящий момент для импичмента. Прогрессивные журналисты, наверное, линчевали бы сенатора, решившегося проголосовать за Трампа. Но, кажется, прогрессивные силы страны переоценили себя и решили, что сместить президента удастся малой кровью, посредством расследования «Русского следа». Шахматисты знают — если отчаянную атаку не довести до конца, перевес может перейти к противнику.
Комиссия Мюллера, состоявшая из более чем 30 юристов-демократов, расследовала «Русский след» два года и постановила, что никакого «следа» не было. Но если так, то что они всё это время расследовали? К моменту краха расследования «Комиссии Мюллера» парень по другую сторону «белой полосы» постепенно обзавёлся достойной командой и приготовился к контрнаступлению. Дельный новый министр юстиции Билл Барр назначил пользующегося высокой профессиональной репутацией главного прокурора Коннектикута Джона Дарема расследовать возникновение фальшивки «Русского следа», столь долго определявшей политическую жизнь США. Работа Дарема продвигается споро и успешно и уже вышла на уровень криминального расследования. Главным злодеем в этой истории представляется обамовский директор ЦРУ Бреннан, в молодости голосовавший за коммунистов, а в бытность послом в Саудовской Аравии, полагают, секретно принявший ислам. Вы ожидали от Обамы другого директора ЦРУ?
Уже ищет пути к отступлению директор разведки США Джеймс Клаппер, заявивший, что он только выполнял приказы Обамы. Оба — и Клаппер, и Бреннан, лгали под присягой на слушаниях в Конгрессе, и объяснить, почему они не в тюрьме, я не могу. Любой другой был бы.
Одновременно с Даремом завершает расследование генеральный инспектор министерства юстиции Майкл Горовиц. Центр его интересов — специальный суд (FISA), на основании фальшивок позволивший слежку, подслушивание и внедрение шпионов в команду кандидата в президенты от оппозиции. История эта для США беспрецедентна.
Писатель и публицист Роджер Саймон рассуждает: «Это было мошенничество с самого начала. Кто его начал? Кто эти преступники, совершившие измену, которые вступили в сговор с целью отменить результаты выборов?.. Мы точно знаем, кто сотрудничал в преступлении, кто был… в некоторых случаях зачинщиками этого самого отвратительного заговора в американской истории. Это основные средства массовой информации! Время назвать их: The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal (фронтальная страница), инфантильная BuzzFeed, нелепые CNN, ABC, CBS, NBC».
Американская медиа показала свою несостоятельность. Но всё же исполнители государственного преступления не они, а аппарат президента Обамы, стремившийся спасти его курс. И, конечно, сам президент, контролировавший всю аферу. Об этом известно из переписки участников интриги: шефа отдела ФБР, члена комиссии Мюллера Петера Стрзока и адвоката этой комиссии Лизы Пейдж.
Понимая, что интрига рухнула, и кроме судебных приговоров исполнителям, демократов ожидает ужасный разгром на выборах 2020 года, их лидеры бросились в последнюю отчаянную атаку. Они решились на попытку импичмента президента, со ссылкой на его интерес к расследованию коррупции семейки Байдена, уже помянутый. Возбуждение расследования коррупции высших должностных лиц государства — обязанность власти. Участие коррупционера в выборах не защищает его от такого расследования. Скорее наоборот. Попытка импичмента Трампа — это очевидная партийная игра, бесчестная и обречённая на провал.
Возглавляющий интригу Адам Шифф выглядит загнанным зверем. Два года он лгал, что имеет доказательства сговора Трампа «с русскими», и когда обман лопнул, вместо того, чтобы покаяться и уйти в отставку, решился испить позор до дна. «Нервозная Пелоси», как назвал её Трамп, спикер Палаты представителей, пошла на поводу у самых безумных левых членов её команды и сейчас, кажется, поняла, во что влипла. Афера с импичментом грозит расстроить всю систему правления США. Удайся организаторам (что вряд ли) голосами только демократов сместить президента, после новых выборов республиканцы, которых окажется большинство (избиратели не простят демократам бессовестности импичмента), объявят импичмент президенту-демократу, если такой появится. Затем последует новый реванш. Что-то подобное происходило в Древнем Риме перед захватом власти Юлием Цезарем.
Но всё это фантазии. В реальности авантюра с импичментом наверняка провалится, может быть, даже не дойдя до Сената, и закроет эту позорную для США страницу.
Кино отличается от жизни. В кино добро обычно торжествует, и парень с ружьём побеждает целую мафию. В жизни справедливость приходит зачастую в виде посмертной реабилитации. Но сейчас есть надежда, что интриги мафии, оставшейся от эпохи Обамы, закончатся её банкротством. Простой американский парень Трамп может победить. Как в кино.
Хотя не совсем, как в кино. Обама лично не пострадает. Он — «первый афроамериканский президент США».
Новая книга Бориса Гулько:
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и прошлые книги Бориса Гулько