Через десять поколений после Адама человечество настолько погрязло в пороках, что Б-г решил уничтожить потопом все живое на земле, сохранив лишь единственного праведника той эпохи — Ноаха с его семьей, а также образцы земной флоры и фауны.
По указанию Б-га Ноах построил ковчег — плавучее сооружение особой конструкции. В первые сорок дней и ночей потопа вода бурно прибывала, покрыв всю земную поверхность с высочайшими горными вершинами, и лишь через 150 дней начала отступать. Ковчег остановился на горе Арарат, и Ноах послал на разведку ворона, а затем голубя. Когда голубь принес в клюве оливковый лист, Ноах понял, что вода отступила. Выйдя на сушу, Ноах принес благодарственные жертвы Б-гу из спасенных им кошерных животных. Всевышний обещает больше не наводить гибельный потоп и в знак примирения с людьми создает многоцветную радугу. Ноаху и его потомкам впервые разрешено есть мясо животных. Человечество получает семь универсальных законов общественного поведения, и на земле устанавливается смена времен года, а также климат, близкий к нынешнему.
Став «хозяином земли», Ноах развел виноградник, опьянел от выпитого вина и заснул обнаженным. Воспользовавшись этим, один из его трех сыновей, Хам совершил отвратительный поступок, но два других сына Шем и Яфет укрыли отца, не глядя на его наготу. Проснувшись, Ноах проклял потомков Кнаана, сына Хама: им суждено быть презреннейшими из рабов. Тора перечисляет родоначальников семидесяти народов мира, потомков сыновей Ноаха. Далее рассказывается о строителях Вавилонской башни, дерзнувших соперничать с Б-гом. В наказание Б-г «смешал языки», рассеял людей по земле, и они перестали понимать друг друга. Раздел завершается перечислением десяти поколений от Ноаха до Авраама.
***
«И вошли Ноах и его сыновья, и жена его, и жены сыновей его вместе с ним в ковчег, спасаясь от вод потопа» (7:7). Один человек прыгнул с сотого этажа нью-йоркского Эмпайр Стейт Билдинг. Когда он пролетал мимо 50 этажа, из окна кто-то выглянул и крикнул ему: «Как ты?» — «Да пока ничего», — ответил самоубийца.
Человеку свойственно верить, что его спокойствие и благополучие будут длиться вечно. Поэтому мы стараемся не замечать грозные признаки надвигающейся беды.
В 79 году н.э. жители римского города Помпеи спокойно занимались своими делами, не обращая внимания на усиливающийся гул со стороны близлежащего вулкана Везувия, который несколько сотен лет не давал о себе знать. Катастрофическое извержение застало их врасплох. В результате под раскаленным облаком пепла и дыма погибли тысячи людей.
В комментарии к приведенному выше стиху РАШИ пишет: «Ноах был из тех, кто обладал слабой верой. Он верил и не верил, что потоп действительно произойдет, и поэтому не входил в ковчег, пока надвигающиеся воды не загнали его туда». На первый взгляд этот комментарий кажется странным. Ведь сама Тора называет Ноаха «человеком праведным»: «Был (он) совершенным в своих поколениях, с Б-гом ходил Ноах» (6:9). Он целых 120 лет самоотверженно и упорно строил ковчег, огромное плавучее сооружение, игнорируя насмешки и издевки своих современников. Почему же РАШИ утверждает, что Ноах «обладал слабой верой»?
Дело в том, что Ноах искренне полагал, что Б-г исключительно долготерпелив и, в конце концов, простит его грешное поколение, не причинит ему зла, не подвергнет Землю и все живое страшному наказанию. В том и состоял дефект его веры.
В противоположность ему Мордехай, главный герой событий Пурима, не остался благодушным, когда узнал о декрете персидского царя «истребить, убить и уничтожить всех евреев, от младенца до старика». Он поверил, что это может реально произойти, несмотря на то, что Всевышний обещал праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову беречь их потомков. Поэтому Мордехай собрал всех евреев и провел с ними строжайший пост. Он страстно молил Б-га спасти еврейский народ от геноцида — отменить ужасный приговор. В том и проявилась огромная сила его веры.
Именно потому, что Мордехай верил в возможность катастрофы, она не произошла. Ноах же, не отличавшийся сильной верой, думал, что ничего плохого не произойдет, что Б-г не пойдет на тотальное уничтожение всего живого кипящими водами и поэтому не принял нужных мер для спасения. Не случайно пророк Иешаягу назвал потоп «водами Ноаха». В этом определении звучит прямое осуждение.
Благодушие — очень опасная вещь. Когда нацисты готовили «окончательное решение» европейским евреям, многие из них делали вид, что ничего не происходит, игнорировали угрозу, мол, не надо паниковать, Б-г не допустит… Увы, допустил.
Сегодня, к сожалению, у нас тоже есть основания для тревоги. Мы должны постоянно укреплять себя молитвами, добрыми делами и, разумеется, конкретными оборонительными мерами, чтобы предотвратить катастрофу здесь в Израиле. Страшно становится от одной мысли, что сотни миллионов наших «добрых соседей» в один прекрасный день возьмутся за ножи и дружными колоннами направятся в нашу маленькую страну, чтобы очистить ее от евреев. Иранская ядерная угроза тоже не выдумка.
Никто из нас не знает, где кончается терпение Б-га, и когда он снимет Свою защиту с наших голов. Мы слишком часто гневим Его своими внутренними распрями, поклонением чужим богам, пренебрежением к святости Земли Израиля и законам Торы. Поэтому уж лучше перестраховаться — молитвами и превентивными мерами. Ведь так просто убаюкать себя легкомысленными словами: «Да пока ничего».
Птица — для полета
«Из всякой плоти, по двое из всех введешь ты в ковчег: … из птиц каждого вида, и животных каждого вида…» (6:20). Происходящие в мире события показывают, что, вопреки оптимистичным прогнозам, антисемитизм жив-здоров и весьма процветает именно в тех странах, где он, как казалось, атрофировался и полностью исчез еще лет семьдесят назад.
Еврейское государство не оправдало надежд отцов сионизма XIX века и их последователей середины прошлого века, утверждавших, что если бы Израиль возник до Второй мировой войны, нацисты не посмели бы убивать евреев без разбору. К сожалению, смеют, и еще как. С той лишь парадоксальной разницей, что «нацистами» называют не наших лютых ненавистников и убийц, а нас самих.
Чему учит нас эта гримаса истории? Тому простому факту, что существование еврейского народа не укладывается в прокрустово ложе исторической логики. Мы — народ не от мира сего. Историки давно бьются над странным феноменом нашего выживания и не могут его разгадать. С точки зрения здравого смысла, нас уже давно не должно быть на земле. Мы просто не имеем права на существование.
Мы живем здесь на правах квартирантов, которых могут выселить в любой момент. Этот мир — не наше место. Евреи подобны птицам. Находясь в своей естественной стихии, птица легко взмывает к небу и гордо смотрит вниз на прочую бескрылую живность, не способную оторваться от земной тверди. Но если посадить птицу в клетку, она лишается способности парить над землей, и все ее преимущества превращаются в обузу: птичьи ноги не приспособлены ходить по земле, крылья атрофируются, оперение блекнет и опадает.
В сегодняшнем разделе Торы птицы упоминаются первыми из всех живых тварей, которые входили в ковчег перед Всемирным потопом: «Из птиц каждого вида, и животных каждого вида…». Но уже в следующем перечислении, когда обитатели ковчега заняли свои места, порядок меняется: «Из всех чистых животных к себе возьми по семи мужского и женского пола…, а также из птицы небесных возьми по семи мужского и женского пола…» (7:2-3). Затем, уже после окончания потопа, когда Б-г велит Ноаху выйти из ковчега и вывести сопровождающих его тварей, птицы снова оказываются на первом месте: «Все живое, что с тобою, всякую плоть — и птиц, и животных, и всякую живность, что кишит на земле, — всех выведи с собой…» (8:17).
Почему Тора меняет порядок перечисления? Ковчег был слепком нашего мира. В мире существуют три уровня святости — в ковчеге тоже были три уровня, точнее, яруса. Мир освещается солнцем — ковчег тоже получал свет через подобие солнца — драгоценный камень, вмонтированный в потолок (слово «цохар» можно перевести также как «окно»).
За пределами ковчега птицы могут летать. Там, на воле они выше всех. Но когда их загоняют в ковчег, они становятся более уязвимыми и менее приспособленными к жизни, чем их сухопутные сородичи.
Нам предназначено парить в высотах, но когда мы запираем себя в ковчеге материализма, пренебрегая своей духовной миссией, мы в лучшем случае становимся похожи на говорящих попугаев, умных и горбоносых, — легкую добычу любой бродячей кошки.